0

Конец света не сделает вас убийцей. Скорее всего.

Рассматриваем более чем сомнительные выводы масштабного исследования University of Buffalo.

Конец света не сделает вас убийцей. Скорее всего.
Попробуйте ответить себе на простой и честный вопрос: что вы будете делать, когда наступит (зомби или ядерный - не суть важно) апокалипсис? Огораживать территорию, растить капусту и пытаться очищать воду? Или всё же мародёрствовать по округе, сколотив банду таких же беспринципных негодяев, и вооружившись дробовиками и бензопилами?

На ум сразу приходят сцены из Mad Max и Walking Dead, вспоминается игровой опыт Fallout и Wasteland. Особо мрачные личности вспомнят роман “Дорога” - ну или его экранизацию с гениальным Вигго Мортенсеном в главной роли (для тех, кто не в курсе: Мортенсен - это ранний аналог людоеда и музы Кодзимы, то есть Миккельсена).

Но, оказывается, столь мрачную картину будущего этого мира рисуют себе далеко не все. Учёные Университета Буффало (США) провели психо-социологическое исследование конца света… на примере MMO ArcheAge. В качестве подопытных кроликов выступило свыше 80 тыс. игроков бета-сервера этой известной онлайн-RPG. ArcheAge - это классический фэнтезийный мир в корейском прочтении: можно не только сражаться, но и строить, торговать, развивать сельское хозяйство, исследовать и так далее.

Цель научных изысканий была достаточно простая: понять, что будет делать крупный коллектив людей, точно знающих, что грядёт конец света. Это чисто гипотетическая ситуация, которую невозможно смоделировать в реальной жизни. Но на помощь американским учёным пришла игра.

Игроков отдельного бета-сервера ArcheAge изначально предупредили, что их хрупкий виртуальный мирок будет безжалостно уничтожен через 11 недель: никаких переносов или сохранений данных - только ваше любимое ничего. Существует такая особенность человеческой психологии: любое действие, лишённое далеко идущих последствий (в том числе и в виде наказания) становится в той или иной мере бессмысленным. Неудивительно, что в подобной ситуации моральный компас отходит на второй - если не на третий - план.

По крайней мере, научные сотрудники Университета Буффало признали: результаты их исследования нельзя целиком и полностью экстраполировать на реальный мир. Всё-таки получены они в игре. Тем не менее, доктор Арим Канг, возглавляющая группу учёных, с гордостью заявляет: их данные - это нечто максимально приближенное к объективной реальности. Результаты исследования даже будут представлены этим летом на Всемирной интернет-конференции в Австралии (в той самой Австралии, в которой происходят события Mad Max. Совпадение? Не думаем).

Учёные разделили действия игроков на 11 категорий - сражения, строительство, вечеринки и т.д. - и проанализировали свыше 275 млн таких действий. Доктор Канг и коллеги констатировали: перед лицом грядущего армагеддона (то есть за одну-две недели до вайпа сервера ArcheAge) процент убийств действительно подрос, но незначительно.

Группа учёных хотела подчеркнуть другой факт: количество случаев про-социального поведения выросло многократно. Игроки стали намного чаще писать друг другу в чате (причём не про “твою мамку”, а в благожелательном ключе) и заводить новых друзей. В результате Арим Канг со своими коллегами пришла к ряду выводов, среди которых - следующий: в реальной экстремальной ситуации люди, в основном, будут пытаться сформировать коллективы для совместного противостояния тяготам сурового нового мира.

А теперь Gmbox позволит себе неслыханное: усомниться в адекватности исследования Университета Буффало. Нет, даже не так. Раскритиковать его, втоптать в грязь, не оставить и камня на камне.

Во-первых, выбор игры. Мы не собираемся критиковать ArcheAge как таковой. Но подходящий ли это вариант для анализа постапокалипсиса? Конечно же нет! Открываем официальный сайт игры, и что мы там видим? Милые медвежата. Остроухая няшная японская девочка посылает воздушный поцелуй кавайному гигантскому плюшевому кролику. Изящные эльфы и гномы всех цветов и размеров мирно тусуются на зелёном лужке.

Уже одним своим визуальным стилем игра настраивает если не на мирный, то на некий романтический и даже одухотворённый лад. Тем временем, когда экскременты реально попадут на вентилятор, никакого романтицизма и высокой духовности в помине не останется. Подумайте о 80 тыс. игроков, участвовавших в эксперименте.

Наверняка это люди совершенно разного достатка. Но раз человек играет в ММО, значит, базовые вопросы - как то крыша над головой, одежда и ежедневная пища - в его жизни решены. Все эти блага, которые 99% из нас кажутся чем-то само собой разумеющимся, уже не будут гарантированы после глобального ядерного конфликта или пандемии нового неведомого вируса.

На заре истории человечества было только два занятия - собирательство и охота. На закате социум вернётся ровно к этому же. Вы задумывались о том, что абсолютное большинство современных профессий не создаёт пищу как таковую? Адвокат, оператор фрезерного станка, банкир, продавец смартфонов, журналист, водитель - всё это практически бесполезно с точки зрения библейского “хлеб наш насущный даждь нам днесь”.

Когда речь зайдёт о действительно серьёзных вопросах - собственное выживание, или ещё того хлеще: выживание потомства - другая цитата из упомянутого источника (“возлюби ближнего своего как самого себя”) как-то сразу позабудется. У вас неким чудом есть дробовик - за пару недель до Дня Х нутром почувствовали: что-то не так, и привезли его из деревни. А у соседа (который до апокалипсиса доставал то шумными пьянками, то дрелью) - 40 пакетов гречки и всего лишь монтировка для их защиты. Исход в данном случае очевиден, и не надо здесь прикидываться святым.

На наш взгляд, учёные Университета Буффало бессовестно подогнали игру под своё исследование, заранее желая получить позитивные, социально значимые и, можно даже так выразиться, политкорректные результаты. А выбирать-то надо было Day Z: вот где пугающий реализм, вот где социум homo sapiens предстаёт во всей своей красе.

Вы приходите в себя, мокрый, дрожащий и практически голый, на пляже, где даже самый сумасшедший девелопер не построил бы и однозвёздочный отель. В карманах - одинокий энергетический батончик, да банка тушёнки. Один из патчей убрал изначальный пистолет, а затем и топор - чтобы вам было “веселее”.

Вы прокрадываетесь в ближайшую деревню, и вдруг видите хорошо вооружённый патруль. Тёплые ботинки, кепки, спасающие от вечного дождя, бронежилеты, винтовки М-16. Думаете, вас подберут, обогреют, обучат, и вы вместе будете противостоять общей беде - кошмарным ордам зомби? Как бы ни так! Помните, как там у Салтыкова-Щедрина: “Туру-ту ту! Туру-ту ту! Хлеб везут!”. Конечно же это никакой не хлеб, а карательный отряд мародёров.

В опасном центре Чернаруси вся тушёнка давно уже кончилась: рейды на склады могут закончиться стычкой со столь же профессиональными стервятниками и смертью. Ну а на сравнительно спокойных пляжах “тушняк” респавнится практически бесконечно - с потоком несчастных нубов. Вот вам и вся человеческая природа, и никаких американо-азиатских докторов психологии не требуется, чтобы её понять.

В общем, fuck you, University of Buffalo. Будущее человечества после возможного армагеддона - это практически любая сцена из Mad Max в лучшем случае, или из совсем безнадёжной “Дороги” - в худшем. Бесценная человеческая жизнь дешевле старой жестянки мясных консервов? В виртуальных пространствах это уже встречается сплошь и рядом.

Также по теме