Всероссийский конкурс "Ты - киберкомментатор!" |

5

Рецензия на Mass Effect: Andromeda

Камикадзе на страже межгалактической инициативы человечества.

Рецензия на Mass Effect: Andromeda
Тяжело, словно лосось, взбираться наверх - против горного потока общественного мнения. Да ещё и знать при этом, что на вершине стоит толпа разъярённых медведей (то есть геймеров) и истошно вопит: Караул! Заносы! Все кругом продались! Но, тем не менее, невзирая на все сложности, автор возьмётся за непосильный труд, и попытается защитить инициативу “Андромеда”. В конце концов, про лицевую анимацию вам уже рассказали другие (да и мы тоже) - теперь про саму игру.

Инквизиция в космосе

Нет, рассказ, как ни странно, пойдёт не про Warhammer 40K, а про совершенно другую инквизицию. Ни для кого не секрет, что последней крупной RPG от Electronic Arts была Dragon Age: Inquisition. Наивно было бы предполагать, что компания выкинет все собственные наработки, и станет создавать новый Mass Effect с нуля. Разумеется, этого не произошло, а потому корни Inquisition чувствуются в Andromeda практически сразу.

Все окружающие называют вас Pathfinder (Первопроходец) - ну чем не Инквизитор из Dragon Age? И груз ответственности на ваших плечах ровно такой же. То есть титанический. Ковчеги переселенцев из Млечного Пути по прибытии сильно пострадали, райские экзопланеты при ближайшем рассмотрении оказались… не очень райскими, ресурсов - минимум, в каком порядке пробуждать и где расселять колонистов - непонятно.

В общем, административный хаос и раздрай, и в этой ситуации вся полнота власти по протоколу переходит к вам в руки. Что не может не радовать, ибо в 90% RPG ключевой персонаж начинает мелкой сошкой, которой только предстоит доказать всем свою крутизну, а тут сразу - биг босс.

Ну а дальше экстенсивное развитие по ключевым принципам Inquisition. Только вместо лошади у вас депутатский Land Cruiser (то есть Nomad), вместо костров Инквизиции - орбитальные дроп-поды, а вместо узлов демонической коррупции вы ликвидируете различных размеров опорные пункты кеттов. Кетты - это новые злобные инопланетяне. Очень легко запомнить, ведь зло во вселенной Mass Effect рифмуется: кетты - геты.

Радость новых открытий

Хайп (в том числе и негативный) вокруг нового Mass Effect достиг столь небывалых высот, что автор, вопреки своему обыкновению, поинтересовался мнением российских СМИ. Выяснилось, что некая авторитетная личность из одного крупного издания заявила следующее: “нам всем” в Mass Effect всегда был интересен сюжет.

Мы, разумеемся, не собираемся начинать никакой холивар. А лишь скромно напоминаем о плюрализме и возможности альтернативных точек зрения. Да, в оригинальной трилогии сюжет ветвился - будь здоров. Чего не скажешь о локациях. 90% из них представляло собой серию крупных, мелких и средних залов (даже если над “залом” было небо) каждый из которых соединён двумя - максимум, тремя - коридорами. И вся свобода заключалась в том, чтобы выбрать коридор №1 или коридор №3.

Как кажется автору, это начисто убивало ощущение открытия и исследования далёких планет. Которое, в свою очередь, практически идеально реализовано как раз-таки в Andromeda! Вы увидите и знойные пески, и гравитационные аномалии, и цветущие джунгли, и ледяные озёра… Причём это не будет статичной декорацией за очередным барьером, который на деле оказывается невидимой стеной (привет, оригинальная трилогия МЕ). Стоит протянуть руку - то бишь пробежаться 20 минут или доехать на Nomad’е за пять - и вы там.

При этом всё - с минимумом экранов загрузки, или даже с их полным отсутствием. На данном фоне непонятно, почему BioWare ближе к релизу робко пыталась предупредить, что Andromeda - игра с “не совсем” открытым миром. Да, планету нельзя объехать по кругу, некие границы у гигантских локаций есть. Но вы уверены в том, что вам в Mass Effect нужен безжизненный каменный шар, как в Elite: Dangerous или No Man’s Sky? Уж лучше отрисованная вручную карта.

Что нам стоит дом построить

Ещё одна претензия корифеев игровой журналистики - чрезмерный акцент на ресурсах. Но позвольте, господа: это же связано с лором! В первых трёх частях Mass Effect вы - практически бездомный (за исключением койки на “Нормандии”) бродяга, цель которого на 90% состоит в том, чтобы переспать с максимумом инопланетян (оставшиеся 10% - спасение Галактики).

В Andromeda всё совсем по другому. Да, о сэксе со всем, что движется, Первопроходец тоже не забыл: вы будете с ложным увлечением поддакивать сногсшибательной блондинке-навигаторше Суви в ответ на её бредни о Высшем Разуме. А что поделаешь? Научный атеизм - научным атеизмом, но суви-суви то хочется!

Однако главная задача Первопроходца - вовсе не суви-суви кому попало, а развитие человечества в туманности Андромеды. В первую очередь, строительство нового дома. Капитан Райдер, в отличие от Шепарда, не может позволить себе стопроцентную безалаберность. Без ваших усилий колонисты помрут с голоду на орбите, спящие в холодильниках окончательно испортятся, а 600 лет полёта и криосна пойдут коту под хвост.

Вот и приходится думать о строительстве колоний, о побочных (подчас однообразных) квестах “сходи-просканируй-убей”, о порядке пробуждения отмороженных… а не только о продвижении сюжета вперёд. Всё это, конечно, напоминает Dragon Age с его развитием Цитадели и расширением сферы влияния Инквизиции. Ну а один из видов сбора ресурсов напомнит о Mass Effect 2. Только планету вы будете выдрач…, простите - вращать - не мышкой с орбиты, а 6-ю колёсами своего верного Nomad’а.

Бериллиево-платиновый дробовик и прочие крафтовые чудеса

У всех этих ресурсных заморочек (которые многие могут воспринять как плюс, ведь корейский грайнд зачастую успокаивает) есть один очевидный плюс: богатейший арсенал - существенно больше, чем во всех трёх Mass Effect вместе взятых. Пушки по прежнему делятся на 4 категории: пистолеты, штурмовые винтовки, дробовики, снайперские винтовки. Но к пистолетам относятся, например, ПП, а к штурмовым винтовкам - ещё и гранатомёты, так что на практике их куда больше.

К тому же технологии делятся на три ветки: из Млечного Пути, ангарские (имеется в виду не река Ангара, а новые добрые инопланетяне - ангара), и кеттские. То есть помножаем всё многообразие ещё на 3. Кроме того, в ходе крафтинга оружия помимо всех прочих аугментаций можно применить плазменные или лазерные. Представьте себе автоматический дробовик, стреляющий сферами плазмы вместо обычных дробинок. Тут уж не будешь сожалеть, что на время забыл о сюжете и колесил по планете в поисках богатых залежей бериллия.

Конечно же у оружия есть и слоты под моды. Их, в отличие от аугментаций, используемых единожды при создании, можно снимать и надевать. Новая оптика, приклады, стволы - характеристики меняются ощутимо. Всё вышеупомянутое действительно и для брони. Там, конечно, речь не о прикладах идёт. А, например, о крио-модуле в ботинки, дающем ледяной взрыв при приземлении после прыжка. Непонятно (и это ИМХО автора, а не навязывание точки зрения), как избыток ресурсов и крафтинга в Andromeda может вызывать раздражение - это же рай земной!

Вы, разумеется, можете полагаться не только на пушки, но и на различные силы: биотики и техники здесь тоже есть, как и в оригинальной трилогии. Причём в Andromeda пошли дальше - в зависимости от того, куда вы инвестируете экспу, со временем можно будет выбирать различные саб-классы с интересными баффами. Пример: уравновешенный Техник + Солдат = Диверсант. И турель поставит, и крио-потоком заморозит, и беспомощную ледышку расстреляет. Прямо мастер на все руки.

I want to believe: правильная Сара Райдер реальна!

Вот мы мы и подобрались вплотную к самому хайпу, самому хейту, самому рейджу интернета: к лицевой анимации. А вы в курсе, что как минимум половина проблем связана с проклятой политкорректностью? Откуда-то из мировой закулисы крупным компаниям пришла разнарядка: создавать некрасивых женщин. Первопроходцами стали Ubisoft - вы посмотрите, что они сделали с девушками в The Division! Ну а потом и BioWare подтянулись…

Однако редактор персонажа в Andromeda куда богаче, чем в Division. Из 10-ти female-пресетов есть 2 относительно нормальных. Поколдовав над одним из них минут 45, можно создать вполне симпатичную персону. С мужчинами всё ещё проще: модная хипстерская причёска, двухнедельная щетина под самые глаза, пара героических шрамов - и в бой. Главное - не выбирайте дефолтную Сару Райдер. Никогда. А ведь на ней основано 70% приколов в интернете. Задумайтесь об этом факте - если вы, конечно, хотите отделить саму игру от текущего информационного фона.

Над кем ещё прикалываются в этих ваших интернетах? Над Пиби? Между прочим, это крайне эксцентричный и интересный персонаж, а всяческие гримасы она делает намерено. В конце концов, чего ещё можно ждать от инопланетянки со странной специальностью Rogue Academic (что можно перевести как воровской академик).

Космический дёготь

Чтобы уже не возвращаться к этому до смерти надоевшему вопросу: да, анимация лиц эдак года 2013-го - 2014-го, качество не на высоте. Выражаясь по научному, пре-Ведьмаковский период. Но в игре нет русской озвучки - только субтитры. Так что 30% вашего внимания в диалогах будет отвлечено на сабы, и вы не заметите половины заезженных приколов из интернета. Вторая половина пропадёт, потому что вы создадите персонального Райдера, и не будете использовать дефолтную страшную куклу.

Что ещё? Некоторые глитчи поездок на Nomad’e - в основном в поселениях. Внедорожник проезжает сквозь людей и иногда может протиснуться в непролазные коридоры. Всё. В поле вы этого не заметите.

Далее. За несколько десятков часов игры одна загрузка ушла в зависание, один ангарский стражник стоял прямо в стене, два кеттских пеших патруля заспавнило в воздухе, и компаньоны раза 4 застревали в камнях, что приводило к их глитчеванию влево-вправо со скоростью вибродрели. Как кажется автору, не криминально. То есть, во всяком случае, почему это переждать 6 месяцев патчей от Bethesda - нормально, а BioWare надо с первого дня травле подвергать!?

Вот чему оправдания нет, так это подтормаживанию на PS4 Pro. Можно было и оптимизировать для “самой мощной консоли на рынке!”* (не сони-бойство автора, а прямая цитата из рекламы).

Манящие огни далёкой туманности

Опять же, ИМХО, но Андромеде можно многое простить за уникальное (и вроде бы даже впервые созданное) чувство исследования неведомых далёких планет. No Man’s Sky стал главным разочарованием прошлого года, и на десятую долю не сравнившись с собственными трейлерами. Каменные шары Elite с двумя-тремя одинаковыми космопортами не стоят упоминания. Релиз Star Citizen ещё ждать и ждать - хоть на 600 лет в криосон погружайся.

Ещё один позитивный аргумент, о котором многие гневные ревьюеры забывают: мультиплеер. Правильный матчмейкинг или кооп на 4-х, море адреналина, разные задачи и нескончаемые волны врагов. Стопроцентная привязка по лору: злобные кетты атакуют новые поселения землян, надо защищаться. Соответственно, некоторые заработанные ресурсы переносятся из мульти в сингл. Вот почему б не упомянуть об этом? Почему сразу лицевая анимация? Но довольно криков души.

Резюмируя: Andromeda даже при наличии недостатков остаётся одним из немногих вариантов для тех неугомонных мечтателей, чей взор обращён на звёзды, а не на то, что творится вокруг. Как говорится, Per aspera ad astra. И будем надеяться, что мелкие aspera всё же выкорчуют и сгладят в ближайшее время.

+ Уникальное чувство исследования неведомых планет. Не процедурно генерируемых пустых каменных шаров, а планет. Стыдись, No Man’s Sky
+ Правильно сделанный крафтинг и моддинг, богатейший арсенал оружия и брони
+ Интересный сюжет, не уступающий, как минимум, 3-й части Mass Effect. А возможно и второй

- Подтормаживает даже на PS4 Pro. Над оптимизацией можно было поработать и до релиза
- Незначительные глитчи размещения NPC и мобов. Вездеход в поселениях = глитчующий слон в посудной лавке
- Да, да, получите: анимация персонажей не дотягивает до заоблачных высот Witcher 3

Оценка: 8,9 из 10

Также по теме