Всероссийский конкурс "Ты - киберкомментатор!" |

4

Как Valve борется с игровыми подделками

Кошмарный шлак в Steam вскоре будут вычищать куда более эффективно.

Как Valve борется с игровыми подделками
Сейчас крайне актуальна тема fake news - поддельных новостей, искусственных информационных вбросов, создающихся (зачастую без реального информационного повода) для достижения конкретных целей. В мире видеоигр есть весьма похожее понятие: fake games. Нечистые на руку разработчики покупают самые дешёвые - или вообще берут бесплатные - библиотеки, собирают на коленке сырую альфу, и обещают, что в финальной версии можно будет “грабить корованы”, строить воздушные замки и посещать сотни планет.

Разумеется, всё это лишь попытка содрать деньги в раннем доступе: никто и не собирался делать вам игру века, или вообще доводить альфа-версию до ума. В этой жульнической истории важно то, что Valve, наконец, официально признала проблему fake games, и пообещала с ней бороться. Одной из важнейших контр-мер станет программа Steam Explorers (Исследователи Steam).

Компания будет выдавать Исследователям десятки новых игр, дабы те проставляли свои отметки: “интересно/не интересно”, “качественно/не качественно”, и так далее. Примечательно, что первыми двумя исследователями стали знаменитые ютуберы: Джон Бейн, более известный, как TotalBiscuit (а вы думали речь идёт о злодее из Бэтмена?), и Джим Стерлинг - журналист, скандалист, глыба, матёрый человечище.

Главного инквизитора Jimquisition и TotalBiscuit’а пригласили в головной офис Valve, где им и объяснили лично весь смысл программы Steam Explorers, после чего именитые ютуберы изложили простым смертным смысл грядущих изменений на своих каналах. Исследователей попросят сконцентрироваться на (потенциально) хороших играх, которые не смогли показать хорошую динамику продаж, потонув в ежедневном потопе массы Steam’овских релизов.

Хорошие новости заключаются в том, что Исследователями смогут стать и фигуры не столь крупных масштабов, как TotalBiscuit и Стерлинг. Вместе с новой программой Исследователей будет расширен и функционал Кураторов. Пока что они могут лишь создавать списки понравившихся игр, но Valve уже готовит эмбед видео (видимо, для блиц-рецензий) и разделение списка по критериям - жанр, бюджет, наличие мультиплеера и т.д. Так и кураторам будет проще курировать, и пользователям сподручнее искать по тэгам в ворохе предпочтений своих кумиров.

Однако в данной исследовательской инициативе уже намечаются свои подводные камни. Explorers получат инструментарий, позволяющий оценивать прямое влияние рекомендаций на объём продаж той или иной игры. Рассматриваются и варианты “финансового поощрения” от Valve. То есть Кураторы и Исследователи перестанут быть просто энтузиастами игрового мира, и превратятся во фрилансеров на зарплате от Steam. Насколько их мнение будет непредвзятым? Вопрос открытый.

Данные по продажам прямо в Steam смогут увидеть не только профессионалы, но и простые юзеры. По идее, это будет отражать популярность игр… Но как прикажете воспринимать данную информацию, если на продажи станут влиять упомянутые Исследователи, заинтересованные в “финансовом поощрении”?

Подозрения - подозрениями, но предыдущая концепция изжила себя, и нуждается в замене. Недаром Steam “убивает” Greenlight. Начиналось всё благородно: сами геймеры давали зелёный свет достаточно интересным проектам. Но затем инициатива скатилась в клоаку. Люди стали массово голосовать за самый шлак “чисто ради прикола”, не понимая, что потом этот бурный поток шлака оттеснит действительно интересные релизы.

Как известно, на смену Greenlight придёт Steam Direct. Всем разработчикам придётся проходить официальную регистрацию в Valve, а затем ещё и платить таксу за размещение своих продуктов на площадке - от $100 до $5000 за каждую игру. С одной стороны, бюрократия и возможный произвол со стороны крупной компании. С другой - подлые жулики, осознающие, что их днище может не отбить и пары сотен баксов, ещё десять раз подумают, прежде чем выбрасывать его на Steam и замутнять и так не самый чистый поток релизов.

Программа Greenlight наполняла Steam сотнями бездарных клонов Minecraft, Rust (который и сам годами не выходит из раннего доступа…) и Five Nights at Freddy’s. Конечно, сознательные юзеры могли игнорировать эти жульнические проекты, проставляя десятки галочек “не заинтересован”. Но в конечном итоге мошеннические поделки дискредитировали 2А и инди-сцену, и репутацию нужно срочно восстанавливать.

Ещё одно важное заявление от Valve, подтверждённое спикерами в лице TotalBiscuit’а и Стерлинга заключается в том, что компания полностью пересмотрит (по всей видимости, в сторону ужесточения) систему торговли карточками. Делается это тоже в рамках борьбы с fake games. Не секрет, что многие шлаковые игры выживают лишь благодаря карточкам. Люди заранее знают: игра - отстой, но покупают её, ибо на продаже карт можно отбить больше её стоимости.

Четыре часа = четыре карточки. Разумеется, ни один нормальный человек не высидит столько времени в той или иной мерзостной игре. Трейдеры-самоучки запускают idler’ы - это особые боты, которые делают вид, что играют в Steam за вас. Допустим, поделка на распродаже стоит 16 руб., а выручить за карточки из неё можно 40 руб. Вот такая теневая экономика, с которой Valve намерена бороться.

Как и у всех новых планов, у инициатив компании есть слабые стороны. Заинтересованные лица манипулировали наиболее активными группами пользователей Greenlight - где гарантия, что эти лоббисты не переключатся на Исследователей? Разработчик переводит скромную (или нескромную - зависит от масштабов разработчика и Исследователя) сумму, и непредвзятый игровой эксперт проставляет флажок “дико понравилось, геймплея на 120 часов”.

Возможно и встречное движение. Нечистые на руку Кураторы (объединим их в одну группу с Исследователями) начнут собирать детальную статистику своего влияния на объёмы продаж, и, опираясь на эти статданные, сами будут контактировать с разработчиками, предлагая свои услуги уже по оправданному и подкреплённому цифрами теневому прейскуранту.

Ещё одна проблема, с которой сложно бороться - сами пользователи Steam. Иногда они сбиваются в стаи, считающие себя “группами по контролю качества”. И порой эти группы могут быть весьма субъективны. Взять, к примеру, Firewatch или Gone Home. Назвать эти две игры поделками невозможно. Однако они специфичны по причине отсутствия оружия и врагов в классическом смысле слова. В результате Gone Home и Firewatch периодически подвергаются массовым атакам троллей. Это в корне несправедливо. Например, у вас личная вендетта против Dark Souls. Но это же не значит, что общепризнанный хит не имеет права появляться среди рекомендаций Steam другим людям!

Несмотря на все опасения, эволюция любимой торговой площадки - это хорошо. Greenlight оказался нежизнеспособен, но Valve уже не может вернуться к полностью самостоятельному курированию магазина, как это было до 2012 года: слишком уж плотный поток релизов пошёл, там все с ног собьются, и Гейб так никогда и не доделает Half-Life 3.

Как считает Gmbox, самым полезным и эффективным нововведением должен стать Steam Direct (запуск планируется весной 2017-го, подробности Valve не уточняет). “Депозит” в сотню - а то и в несколько тысяч - долларов отвадит самых наглых мошенников, заведомо предлагающих лишь поддельный товар, площадка станет несколько чище. Но вот объективность Исследователей, которым уже предлагают официальные “финансовые поощрения” (а теневые могут быть куда более щедрыми…), остаётся под вопросом.

Также по теме