1

Создателям "Ведьмака" теперь принадлежит весь киберпанк?

Надеваем акваланг, садимся в батискаф и ныряем в самую глубь польско-американских юридических тонкостей.

Создателям "Ведьмака" теперь принадлежит весь киберпанк?
На этой неделе выяснилось, что создатели “Ведьмака” спокойно и тихо, не привлекая лишнего внимания, зарегистрировали слово “киберпанк” как свою торговую марку. Но бдительная общественность не дремлет, и гениальный ход CD Projekt не остался незамеченным. У многих возник резонный вопрос: а можно ли теперь пользоваться данным термином, ведь отныне им безраздельно владеет польская компания?

В интернетах даже начался мини-хайп. Не такой, конечно, как вокруг лицевой анимации Mass Effect: Andromeda, но всё же профессионалы были обеспокоены. CD Projekt, скорее всего, не ожидала такого ажиотажа вокруг чисто юридического шага. Поэтому когда любопытство и беспокойство достигли определённого уровня, компания решила выпустить официальный релиз по данному поводу. Здесь мы приведём его целиком (разумеется, с полным переводом), а затем немного порассуждаем - что это всё значит на самом деле?

Что за шум вокруг истории с торговой маркой?
Короткий ответ будет приблизительно вот таким: мы хотим защитить наш труд, и мы не собираемся использовать торговую марку в агрессивных целях - речь идёт исключительно о самозащите.

Зачем CD Projekt зарегистрировала торговую марку “Cyberpunk”?
Изложим в деталях. Когда мы получали права на создание видеоигр во вселенной, придуманной Майком Пондсмитом, автором Cyberpunk 2013 и Cyberpunk 2020 (словесные или же настольные RPG - здесь лучше использовать английский термин pen’n’paper), некоторые торговые марки Cyberpunk уже были зарегистрированы на R. Talsorian Games (компания М. Пондсмита). В 2011/2012-м году CD Projekt смогла получить права на использование данных торговых марок от самой R. Talsorian Games.

Cyberpunk 2077, базирующаяся на системе pen’n’paper, уже потребовала от нас массу усилий: это весьма масштабный проект. Мы постараемся сделать отличную игру - лучшее, на что мы способны - но трудозатраты будут колоссальными. Разумеется, мы должны быть уверены в том, что CD Projekt будет единственным юридическим лицом, имеющим право на использование конкретно этого названия (Cyberpunk 2077) и схемы формирования подобных названий.

В жизни есть немало примеров того, как компании регистрируют торговые марки, очень похожие на известные марки, а затем пытаются продать их за большие деньги. Предположим, мы решим сделать сиквел. Возникнет вероятность того, что некто запретит нам использовать название Cyberpunk 2 или Cyberpunk 2078.

Мало того: если бы кто-то зарегистрировал подобную торговую марку, этот кто-то мог бы попытаться запретить CD Projekt создавать продолжение или DLC для игры, или вообще что-либо под названием Cyberpunk. Главная цель нашей регистрации заключается в том, чтобы защитить себя от противозаконных действий нечестных конкурентов.

CD Projekt теперь принадлежит торговая марка Cyberpunk. Что это означает на практике?
Торговая марка - не копирайт и не патент. Это вещи абсолютно разные, и путать их нельзя. Зарегистрированная торговая марка не запрещает использование слова Cyberpunk, если оно не используется в ходе бизнеса (рекламы, брендинга и т.д.), и если оно не относится к продуктам, перечисленным при регистрации марки (подробности чуть дальше). Торговая марка также не даёт никакой эксклюзивности в плане выбора вселенной и жанра игры (например, sci-fi, фэнтези, хоррор, киберпанк и т.д.)

Я создаю игры в киберпанковском сеттинге. Как теперь быть?
Некоторые из вас уже наверняка покопались в интернете и выяснили: CD Projekt начала процесс регистрации торговой марки Cyberpunk в США ещё в 2011- м году. Никакого “злодейского плана” за этим не стояло - ни тогда, ни теперь. Если вы всё ещё беспокоитесь - напишите нам. Обсудим в личной переписке.

Запрещает ли зарегистрированная торговая марка Cyberpunk использовать само слово Cyberpunk в названиях других игр?
Использование защищённого слова в названии может быть запрещено только если оно вводит потребителя в заблуждение. Права торговой марки не могут запрещать использование слова в качестве описательного термина - например, при разговоре о жанре фильма, игры и т.д. Роль торговой марки заключается лишь в том, чтобы защищать слова, логотипы игр, наименования продуктов и т.д.

Если кто-то назовёт свою игру “Джон Смит: приключения в киберпанковском анти-утопическом обществе” или “20 коротких видеоигр в киберпанковских мирах”, это ни в коем случае не будет считаться нарушением наших прав. А всё потому, что в данном случае нет риска сбить с толку потребителя и заставить его думать, что это игры CD Projekt, хоть в упомянутых названиях и наличествует слово “киберпанк”.

...Ну как, вы осилили данную простыню? Конечно, это ещё не апогей крючкотворства, но правовых аспектов освещено немало. Причём не надо быть профессиональным юристом, чтобы понять: даже в этом поверхностном объяснении поляки оставили себе немало лазеек. А уж в самих документах оформления торговой марки Cyberpunk наверняка есть целая сеть кроличьих нор.

Истории известны перегибы на такой почве. Самый яркий из них - Coca-Cola. Некоторое время назад у компании была настоящая мания: регистрировать всё подряд. Учитывая колоссальные финансовые возможности производителя безалкогольных напитков, никто особо и не противился. Но дошло до абсурда: Coca-Cola возжелала зарегистрировать в качестве своей торговой марки… красный цвет. Тут американские регуляторы всё ж воспротивились, ибо опасный прецедент. А вдруг Coca-Cola, опираясь на свои права, захочет выкорчевать все светофоры, которым на “красный” не нанесут белый логотип компании?

Gmbox надеется, что в CD Projekt нет сотрудников по фамилии Кафка, и до откровенного бреда не дойдёт. Но уже ясно одно: польская студия собирается защищать свой будущий хит весьма агрессивно. Никто не требует от CD Projekt вселенского прорыва - достаточно удачно скрестить GTA V с Witcher 3, и успех обеспечен. Ясно, что у такого мичуринского продукта появятся десятки бюджетных и даже откровенно дешёвых подражателей, и долг поляков - защитить свою территорию.

Да и крупным конкурирующим компаниям при грамотной юридической защите (о которой создатели “Ведьмака”, оказывается, задумались аж 6 лет назад) на рожон лезть не захочется. Сейчас Square Enix наказала Адама Дженсена за невысокие продажи и поместила его в криосон. Однако если вокруг Cyberpunk 2077 будет столь же дичайший хайп, сколь наблюдавшийся по поводу третьего Ведьмака, агента обязательно разморозят.

Возможно, Square очень захочется назвать новую игру Deus Ex: Cyberpunk Story, чтобы прокатиться на волне успеха. Но придётся называть как-нибудь вроде Deus Ex: Humanity Sucks Ass Big Time, дабы “не вводить потребителя в заблуждение”. CD Projekt в данном случае поступает как заправская мега-корпорация будущего, заранее зажимая в юридические тиски своих конкурентов. Что же, этот шаг - весьма в духе истинного киберпанка. Теперь осталось только игру хорошую сделать.

Также по теме