0

Рецензия на Persona 5

Persona non grata или очень важная Персона?

Рецензия на Persona 5
Игроделы Страны восходящего солнца просто обожают посвящать своим проектам по 10 лет рабочего времени. Как показывает практика (а под практикой мы подразумеваем Final Fantasy XV и The Last Guardian), это приносит свои плоды: игры, в конечном итоге, получаются весьма недурственными. Да что там - хитовыми. Над пятой частью Persona тоже корпели целую декаду. И что же вышло? Persona non grata, very important person или нечто среднее? Вы, многоуважаемые читатели, уже наверняка видели бурный поток десяток на Metacritic. Теперь попробуем разобраться во всём в более спокойной обстановке, абстрагировавшись от армии анимэшных фэнбоев.

Путешествие в столицу

Первое, что бросается в глаза - смена локации. Главный герой Persona 4 проживал в провинциальном городке Инаба, и это сразу чувствовалось: слишком уж там всё было захолустное. Токио - совсем другое дело. Столица Японии, население 13 с половиной миллионов человек. И пускай Токио в Persona 5 разбит на десятки не самых крупных локаций со множеством мини-экранов загрузки, шарма самого продвинутого мегаполиса на Земле это не разрушает.

Не обязательно быть ярым фанатом анимэ, проштудировавшим весь 1 000 000 выпусков One Piece от корки до корки. Даже если вы просто интересуетесь японской культурой (и не отвергаете её), в этом Токио вам понравится. В центре событий, как всегда, школьник старших классов: по всей видимости, Persona так никогда и не поступит в колледж, так как студенты - уже не столь интересная для ключевых фанатов серии возрастная группа.

В своём родном городке главный герой совершает благородный поступок, который называют преступлением. Из-за привода в полицию учебное заведение приходится сменить, для чего молодого человека и отправляют в столицу. В результате цепочки мистических событий он становится Джокером - главарём робин-гудской банды Призрачные Воры (ну разумеется: а кому было б интересно играть за обычное школоло!?). Некие коррумпированные силы ловят Джокера, и он излагает свою историю - собственно, события игры - единственному симпатизирующему следователю.

Извращённые миры раздутых эго

Atlus не зря банит и наказывает всех, кто чрезмерно спойлерит: львиная доля смысла Persona 5 - в сюжете. Но некоторые вещи (без существенных спойлеров, конечно) мы просто обязаны вам рассказать - для общего понимания специфики и плюсов механики игры.

Как мы уже говорили, школьники в Persona 5 непростые. Они живут в обычном Токио, учатся в обычной школе, но обладают способностью попадать в мистическую изнанку столицы. В этой изнанке находятся Замки - неприступные бастионы злодеев из реальной жизни. Каждый Замок (как и его стражи - Тени) является гротескным отражением извращённых желаний и устремлений своего хозяина.

И ежу понятно, что японцы вполне способные на гротеск товарищи - такие, что даже Пикассо с Дали снимут шляпы в почтительном реверансе. Так что на монстров и данжи в Persona 5 стоит посмотреть - это весьма оригинальное и запоминающееся зрелище. JRPG обычно и так не следуют канонам - нет в них классических орков, эльфов и гномов - но в Persona 5 от всего этого отошли максимально далеко. Чёрт на толчке, злобные единороги, левитирующее яйцо в призовом кубке - качественного японского бреда здесь вполне хватает.

Что касается данжей, то в некоторых местах у героев случаются флэшбеки - локация на момент предстаёт пред ними в оригинальном виде: часовня, посвящённая местному тирану, оказывается физкультурным залом (кто красил такой вместо зачёта по баскетболу сразу поймёт всю глубину, тонкость и гениальность параллелей с абсолютной монархией), ну и так далее.

Тяжело в учении, да и в бою не особо легко

Однако походы в Замки в целях борьбы за справедливость - это ещё далеко не всё. Нужно быть примерным школьником и отличным товарищем в реальной жизни, ибо развитие всяческих повседневных навыков улучшит и ваше мистическое альтер-эго. Работа в магазинчике, пробежка с другом, игра в аркадные автоматы, чтение книг, правильные ответы на уроках, даже готовка кофе в кафе приёмного дядюшки и походы в баню - всё идёт в зачёт.

Как говорится, “Citius, Altius, Fortius”. Если вдруг не знаете, что это - можете погуглить. Да-да, не стесняйтесь. Потому что в Persona 5 на уроках бывают действительно сложные вопросы. Например, какой вид “спорта” римский император Нерон ввёл на ежегодных состязаниях, чтобы победить? Автор, например, не знал. И упустил заветный скилл поинт. Мало того, по классу прокатилось шушуканье: “Пффф, а новенький-то - тупица!”

И здесь мы подбираемся к весьма важному моменту: если вы никогда ранее не играли в Persona и хотите начать с пятой части, посмотрите какие-нибудь гайды. Потому что есть некоторые вещи, которые в самой игре вам никто особо не объяснит. Начнём с того, что самый ценный ресурс в Persona 5 - время. Пообщались с одним другом и прокачали его Персону? Не успеете провести время с другим. Почитали вечером книжку? Не хватит времени приготовить кофе, а кофе - ценнейший ресурс в Persona 5: он пополняет ману (“хавчика” на хэлсу в игре завались, а вот с маной вечный дефицит…) Поработали в магазине, подзашибли деньжат и прокачали социальные скиллы? На вражеский Замок сил, скорее всего, не останется. “День не резиновый” - вот главный постулат Persona 5.

Да и самих дней ограниченное количество. Периодически по сюжету приближается тот или иной дэдлайн. Если не выполнить условия, наступает автоматический Game Over. Имейте в виду: Замки достаточно большие, и за один день зачистить даже первый практически невозможно. Ходить в эти инстансы надо регулярно, жертвуя то работой, то социальными активностями. Трюк вроде “буду круглосуточно вкалывать в супермаркете, куплю лучшую броню и оружие, и зачищу Замок за пару часов” не работает. Проверено на практике.

Собери их всех!

Зато в игре блестяще реализован чисто японский манчкинский аспект. Так называемые Персоны - это добрые альтер-эго, которых герои призывают на помощь в мистическом мире. Именно Персоны кастуют спеллы за своих хозяев. У главного героя, в отличие от всех его соратников, может быть более одной Персоны.

И - вы правильно догадались! - их можно коллекционировать и скрещивать, словно каких-нибудь желтощёких покемонов. Периодически в бою возникает такая ситуация, когда Тени просят пощады и вступают в переговоры. Если вы сумеете поддержать диалог, Тень поступит в ваше распоряжение - и станет Персоной.

В скрещивании есть своя внутренняя логика. Например, Инкуб + Фея = Суккуб (весьма симпатичная крылатая особа, надо сказать). Помимо эстетики, меняется и практическая сторона: левел (на парочку выше), набор спеллов, элементальная сила/слабые стороны, ну и так далее. Благодаря всему этому появляется некий коллекционерский аспект, выступающий в роли дополнительного стимула к игре.

Кандалы и арестантская гиря, или “новейшая” система PlayStation 3

Atlus наверняка провела масштабное исследование рынка, в ходе которого выяснилось: хикикомори и прочие японские гики и фрики до сих пор “сидят” на PS3. А зачем им апгрейд? 100% визуальных новелл и 90% классических JRPG до сих пор выходит на данной системе, а значит, и беспокоиться незачем (ведь других типов игр для этих людей просто не существует).

Разработчик понял: придётся и Persona 5 выпускать на PlayStation 3. И пошло-поехало. Никакого модного HDR или разрешения checkered-4K вы здесь не увидите. Просто взяли игру с PS3, “доразгладили” текстуры за счёт аппаратных возможностей PS4, и всё. Особого графического контента для систем текущего поколения вы не дождётесь.

Сейчас, конечно, набегут анимэшные фэнбои, и скажут, что в играх подобного рода графика - не главное. Однако когда не замечаешь радикального визуального прогресса по сравнению с Persona 4 Golden на PS Vita (2012 год выпуска), об этом можно - и должно! - говорить, невзирая на плотный поток десяток с Metacritic’a.

При этом просьба не путать графику с понятием art style, которым мы уже восторгались в начале. Дизайн персонажей, мобов и локаций - всё на высоте. Но изначально количество полигонов затачивалось под PS3, и от этого никуда не денешься, как от древнего проклятья.

Первый раз в пятый класс

Фэнбои частично правы: оценивать одну лишь графику в такой игре, как Persona, ни в коем случае нельзя. Потому что пятая часть, как и прежде, безраздельно властвует в уникальной нише. Посудите сами: в классических визуальных новеллах есть ветвящийся сюжет, но прочувствовать его на практике (а не просто воспринять, как в книге) нет никакой возможности. Сказать кому-то чего-то - это да. Но персонально начистить рыло? Ни-ни.

В Persona, напротив, развитие персонажей сказывается на полноценной JRPG-боёвке. Разработчики не стали гнаться за модным нынче real time, и оставили битвы по ходам. Благодаря всему этому игра периодически превращается из визуальной новеллы в социальный симулятор, который затем перетекает в грайндовый dungeon crawler. Причём все они тесно переплетены, а тайм менеджментом и выбором активностей занимаетесь именно вы - сюжет далеко не всегда подталкивает к чему-то одному.

Не секрет, что многие провели время в старших классах бестолково бакланя. Или другая крайность: нещадно зубря перед поступлением. Если вы хотите прожить школу заново, умело балансируя между занятиями, романтическими отношениями и борьбой с безбашенными японскими монстрами (при этом не рассчитывая на модные штучки из Unreal Engine 4), Persona 5 - ваш единственный вариант на сегодняшний день.

+ Визуальная новелла влияет на социальный симулятор. А тот, в свою очередь - на dungeon crawler. Такого тесного переплетения событий не найти даже в “Ведьмаке” или Mass Effect
+ Крутые костюмы, зрелищные суперспособности, сногсшибательная блондинка - всем бы так учиться в школе!
+ Персоны - это взрослые покемоны. Коллекционеры будут довольны

- Идёт на PlayStation 3, и этим всё сказано (в плане графики)
- Некоторые игровые механики, о которых нигде не говорится, могут привести вас к загрузке сохранения 5-ти часовой давности
- Игра не особо жалует новичков. Например, в третьего “Ведьмака” можно играть и без опыта второго, а вот про франшизу Persona лучше хотя бы почитать...

Оценка: 8,6 из 10

Также по теме