1

Gmbox поиграл в Prey

Халва, халва, халва... Кажется, вкусовые рецепторы ощущают то самое!

Gmbox поиграл в Prey
Есть такая достаточно известная восточная мудрость: сколько “халва” не говори, во рту слаще не станет. В подавляющем большинстве случаев она, к сожалению, работает безотказно. Однако когда за дело берутся талантливые творцы из Arkane Studios, всё меняется в корне. Как однажды выразился небезызвестный в отечественных интернетах Гуфовский, “Мне за это обещали курочку”. Причём цитировал он Гейба Ньюэлла.

Праздные мысли и предыстория

Надо сказать, что господин Ньюэлл немного “погряз в распутстве и не может двигаться дальше”, словно римские легионы в постсоветской рекламе банка Империал. Все необходимые калории ему приносит “курочка” в виде оружейных скинов CS:GO, плащей Dota2, шапок Team Fortress 2 и процентов с продаж в Steam - так зачем же заморачиваться ещё и на халве!? “Фанаты подождут… ещё лет десять!” - со смехом комиксного злодея (предположительно) думает глава Valve.

Поосторожнее там в своём Вашингтоне, мистер Ньюэлл. Ибо ваши талантливые соотечественники из гордого штата Одинокой Звезды (it’s Texas, baby) готовятся увести сладкое восточное кушанье у вас прямо из под носа. Итак, весь дальнейший материал посвящается всем тем, кто устал ждать, и кто хочет сыграть в Half-Life 3 ещё до своих правнуков.

Прежде всего, некоторые важные пояснения. Arkane Studios Lyon находится во Франции, и именно она отвечает за франшизу Dishonored. Одноимённая контора (но с расширением Austin) располагается в США, и Prey - её рук дело. Но студия, в целом, одна, поэтому её проекты где-то в чём-то неизбежно перекликаются. Исходя из этих предпосылок, автор и отправлялся на игровую сессию с ощущением “ну круто, Dishonored в космосе, надо заценить”.

И какая же это была ошибка! Ведь Prey - намного больше, чем просто “Dishonored в космосе”. Но обо всём по порядку. Отдельный респект создателям за гениальную предысторию, происходящую в альтернативной, но очень реалистичной таймлинии. Оказывается, первый контакт с пришельцами был установлен ещё советскими космонавтами в начале 60-х. Разумеется, встреча с Тифонами прошла не гладко (мягко говоря), вследствие чего инцидент засекретили.

Разведка США всё равно об этом прознала, и президент Джон Кеннеди (выживший после покушения в Далласе) распорядился сотрудничать с русскими по данному вопросу, невзирая на все прочие разногласия: речь-то о безопасности всей Земли, а не одной страны. В наши с вами дни правительствам надоело поддерживать дорогостоящий проект, и они передали его в руки крупной корпорации - это вполне в духе времени.

Ну а конгломерат Transtar, как водится, решил извлечь из абсолютно чуждых существ коммерческую выгоду. Эх, ничему их опыт Weyland-Yutani не научил, или в параллельной таймлинии Prey просто нет фильмов Alien.

Как можно было использовать пришельцев? А очень просто. Дело в том, что в недрах лабораторий Transtar были изобретены нейромоды, изменившие жизнь человечества. Учёные открыли, что все навыки и умения можно копировать, а затем по данному трафарету буквально за минуту выстраивать аналогичную конфигурацию синапсов и нейронов в любом мозгу. Помните, как Нео в “Матрице” за 10 секунд скачал себе всё кунг-фу? Вот это оно, только в роли биржевого терминала с десятком мониторов выступает стильный ретро-девайс, напоминающий ручную видеокамеру 80-х годов.

Есть только одна проблема: после деинсталляции мода мозг откатывается в состояние на момент установки, причём это включает в себя не только навыки и знания, но и воспоминания. Так что если вы решили стать, например, гениальным пианистом - это на всю жизнь. То есть с побочными эффектами вроде мук творчества и сомнений в собственной гениальности.

Научному коллективу Transtar пришла в голову “замечательная” идея: чем просто держать Тифонов взаперти, не лучше ли скопировать их сверхспособности и подарить человечеству? Нет, ну а кому не хотелось бы на спор с друзьями с разбегу превратиться в кофейную кружку или рулон туалетной бумаги, чтобы уже через 5 секунд вновь стать собой?

Разумеется, эксперименты вышли из-под контроля. Надо быть “немного” наивным, чтобы думать, что подселение прямо в человеческий мозг субстанции из древних глубин космоса может пройти без сучка-без задоринки. Теперь only Yu can save the Universe (непереводимая игра слов из рекламной кампании игры, в центре которой - созвучие “Вы” и фамилии протагониста).

Непосредственно сам геймплей

На радость девушкам и любителям контролировать девушек, игра начинается с выбора пола. Мистер (или мисс) Ю просыпается у себя в квартире в Нью-Йорке, и пробуждение это несколько напоминает Deus Ex. С той лишь разницей, что за окном не унылый киберпанк, а травка зеленеет, солнышко блестит.

Надо сказать, что создатели Prey избрали блестящий визуальный стиль ретро-будущего: технологии сделали огромный скачок, но их внешний вид пришёл прямиком из 80-х. Надев пропахнувший халвой костюм технаря/учёного, мистер Ю отправляется в лабораторию на вертолёте - пройти парочку ничего не значащих тестов. Впрочем, достаточно скоро выясняется, что квартира и вертолёт - бутафория. Все события происходят на космической станции, а начинаются они с того, что Тифоны вырываются на свободу.

Всё, больше по сюжету не спойлерим. Одно дело - излагать общедоступную предысторию, и совсем другое - непосредственно сюжет игры.

По законам жанра, первым оружием мистера Ю становится простейший инструмент. Как ни странно, это не монтировка (good day, Mr. Freeman!), а разводной гаечный ключ, что тоже хорошо: штуковина-то увесистая. Ну а в роли первых врагов выступают Мимики - те самые простейшие Тифоны, погубившие советских космонавтов.

С точки зрения стратегии поведения это гениальные твари. Они не будут пугать вас дешёвыми “прыжковыми испугами” (да есть ли уже, наконец, в русском языке нормальный термин для jump scare!?) а-ля Five Nights at Freddy’s. В стае паукоподобные Мимики нападают агрессивно, но увидев гибель собратьев под ударами разводного ключа ретируются в соседнюю комнату, где превращаются в нормальные объекты - хоть в кресло, хоть в микроскоп, хоть в портфель. Да хоть в тот же рулон туалетной бумаги!

И думай теперь, где нормальный рулон, а где сотканный из антиматерии космический арахнид, бьющий прямо по здоровью, сквозь броню. Причём раненый замаскировавшийся Мимик никогда не будет прыгать прямо в лицо - только со спины. Неудивительно, что бедные учёные (пока были живы) обклеивали все объекты в своих лабораториях жёлтыми бумажечками с одной-единственной панической надписью: “НЕ Мимик!”

Благо, для борьбы с вертлявыми тварями достаточно быстро находится GLOO-пушка (ГИПС в русской локализации). Эта штуковина стреляет быстрозастывающим клейким веществом, которое, впрочем, не наносит повреждений. Игра подталкивает вас к тому, чтобы делать комбо: “заклеили” Тифона - разбили получившуюся “скульптуру” разводным ключом.

На станции была своя служба безопасности, поэтому со временем господин Ю находит и более грозное оружие: пистолеты, дробовики и даже бесшумные арбалеты. Весь этот арсенал очень даже пригодится, ибо вскоре отпрыску германского бизнесмена и гениальной в сфере естественных наук китаянки встретятся Фантомы. С этими антропоморфными пришельцами шутки плохи - они сражаются до конца, не превращаясь во всякие там кофейные кружки. Пытаться завалить Фантома гаечным ключом - сущее безумие: один его Кинетический Удар в упор выносит 3/4 хэлсы.

И тут мы подбираемся к любопытной геймплейно-сюжетной дилемме, с которой многие могли познакомиться в Dishonored 2. Помните тот момент, когда Аутсайдер предлагает вам заключить пакт, в самом начале? Можно отказаться, и проходить всю игру без суперспособностей.

В Prey есть очень похожее решение. Ведь мистер Ю в своих научных изысканиях наткнулся на нечто ужасное - нечто такое, что вынудило его деинсталлировать свои инопланетные нейромоды, пожертвовав несколькими годами воспоминаний и жизненного опыта. А теперь у геймера есть выбор: послушаться предостерегающего себя же, записанного на плёнку, или вновь установить моды, дабы играть с Тифонами на одном уровне.

И здесь важно внимание к деталям. Вы думаете, судьбоносное решение скажется только на далёкой хорошей/плохой концовке? Вовсе нет - на геймплее тоже. Например, автоматические турели постоянно произносят своими роботизированными голосами: “Анализирую биологическую материю”. И если вы зальёте хоть немножечко Тифонов себе прямиком в мозг, пушечки будут встречать вас плотным огнём. Как врага народа.

Впрочем, если вы решили быть космическим крайне правым и соблюдать чистоту расы homo sapiens до конца, совсем уж бессильным вы не останетесь. Помимо нескольких “тифонских” веток прокачки, есть три человеческие - учёный, технарь и секьюрити. То есть и без инопланетных скиллов наблюдается богатство выбора: bullet time (замедление времени), переноска тяжёлых объектов, ремонт техники, плюс хренова туча процентов к урону от удара разводным ключом, и так далее.

Отсюда и разница в стиле прохождения игры: технарь отремонтирует автоматическую дверь и пройдёт по короткому пути, секьюрити перебьёт всех пришельцев, ну а адепт знаний Тифонов с разбегу превратится в рулон туалетной бумаги, и прокатится в маленькое зарешеченное оконце.

Пару-тройку тёплых слов хочется сказать о крафтинге, также оказывающем неоценимую помощь в прохождении. Да, для него нужны чертежи и вещества четырёх классов - схема достаточно стандартная. Но визуальная сторона… любой настоящий манчкин, узревший это, ощутит внутреннее содрогание чуть ли не сексуального характера.

Ресайклер перерабатывает весь собранный вами хлам в разноцветные кубики материи с логотипом Transtar, которые, радостно прыгая, скатываются в металлический лоток, словно банки с газировкой. Ну а Фабрикатор, любовно накормленный кубиками, со скоростью бешеного 3D принтера прямо у вас на глазах печатает нужный объект. Красота, да и только! Это вам не просто зайти в инвентарь, выбрать 30 гаек, 20 кусков железа и нажать Craft.

Подводя итоги. Журналистам дали поиграть лишь в сравнительно небольшой кусок Prey, но уже сейчас (подкрепляя своё мнение спецификой сюжета) можно сказать, что в игре почти не будет NPC, и в этом её главное отличие от Dishonored или Deus Ex. Она, скорее, ближе к двум первым Bioshock и к System Shock. И к тому самому легендарному слону в комнате.

Потому что, как нам кажется, разработчики намеренно пытались воссоздать то уникальное, давящее чувство одиночества и неприятного знакомства с таинственной и враждебно настроенной инопланетной расой, которое геймеры всего мира впервые ощутили в оригинальной Half-Life. И знаете что? Может, всю игру не удастся держать геймера в напряжении, может, будут какие-то бесталанные повороты сюжета - надо дождаться релиза. Но пока что Gmbox считает, что Arkane Studios это удалось. Многоуважаемый господин Ньюэлл, доедайте пожалуйста свою курочку и садитесь за Half-Life 3, а то талантливые парни из Техаса уже наступают вам на пятки!

Также по теме