0

Pay-to-loot: новая рулетка игроделов

Магазины - вчерашний день: теперь всем нужен "Однорукий бандит".

Pay-to-loot: новая рулетка игроделов
Что такое Pay to loot? Эта странная комбинация слов, услышанная впервые, вызывает нешуточное удивление. И действительно: всем известна концепция Pay to win, каждый геймер знает, что такое лут (им даже завлекают в Destiny 2, отлично понимая, что добыча важнее эпической истории) - но комбинация этих двух понятий!? Это нечто совсем новенькое.

Дискуссию начал американский IGN, затем её поддержал ряд западных сайтов, и Gmbox решил изложить российскому игроку, о чём же речь. Вкратце, pay to loot - это микротранзакции, привязанные к рандомным ящиками или пачкам карточек. Как говорят звёзды кино, “Вы могли видеть меня в Overwatch, Battlefield 1, CoD: Infinite Warfare и десятках других игр”. Звучит довольно просто, но за этим феноменом скрывается глубинная психологическая подоплёка.

Pay to loot - это сравнительно новый приём, который ААА-разработчики для ПК и консолей подсмотрели у смартфонных игроделов. Потребитель тратит сотни долларов на новый iPhone, но затем неизбежно жалуется на то что игры - любые, кроме бесплатных - дорогие. Юзеру безвозмездно дают то, что он хочет, но затем из наиболее зависимых выкачивают сотни долларов посредством микротранзакций. Это уже стало бизнес-моделью.

Ключевой элемент данной модели - Всемогущий Рандом. Проще всего рассмотреть его действие на примере Overwatch. В предыдущем поколении игр были item shop’ы, в которых донатеры приобретали именно то, что хотелось. Но такая модель не слишком прибыльна. В Overwatch скин всегда предпочтительнее граффити, но попадается новая “одёжка” далеко не в каждом сундуке. И тем более, ни один человек в своём уме не купил бы дорогой ящик с одними повторными репликами, за которые вернут жалкие 5 монет.

Item shop - это уже вчерашний день. Pay to loot со своей механикой “однорукого бандита” становится настоящей денежной машиной игровой индустрии. Дёрни за ручку - получишь результат. Ну а если результат этот - куча ненужного крэпа, ничего страшного: потрать ещё монетку, попытай счастья ещё раз.

Доктор психологии Джеймс Мэдиган изучает феномен с момента его появления. “В результате многих научных исследований (не только в сфере видеоигр) был сделан вывод: случайные награды куда эффективнее заранее известных, когда надо обучить человека новому типу поведения, сменить текущий тип или сформировать абсолютно новую привычку” - объясняет Мэдиган. Дальше - самое интересное: все эти сундуки и пачки карт в сознании человека почти полностью отвязываются от самой игры.

За что получен ящик - за левел-ап, за тонну внутриигровой валюты, за “скромные” $5 - это уже не важно. Главное вновь встретится с неизведанным, вновь ощутить прилив адреналина. Как поясняет доктор Мэдиган, далее в игру вступают две области мозга. Рациональная - более медленная - формирует контраргументы: мол, всё это чушь, нет никакой удачи, а есть лишь достаточно жестокий корейский RNG (генератор случайных чисел). В это время инстинктивная - более быстрая - область уже успевает нажать на кнопку “купить лут-боксы за $20”.

Эмиль Ходжич, директор Клиники по лечению видеоигровой зависимости (да, есть и такая), обеспокоен частотой контактов с системами Pay to loot. Например, в Battlefield 1 или в Overwatch они регулярно напоминают о себе - хотя бы в тот момент, когда вы открываете свой жалкий 1 ящик, заработанный “честным” путём. Уравновешенная личность устоит, легко внушаемая - бросится покупать сундуки за реал.

Настоящий водораздел Pay to loot - это тип получаемых вещей: только ли косметика или влияет на баланс? ААА-разработчики у которых ещё осталось понятие чести, стараются выбирать первый вариант. В том же Overwatch достаточно помнить две вещи: 1) Изначальные инвестиции составили 4000 р. - это не телефонный free to play 2)Внешка вообще никак не влияет на геймплей. С этими знаниями вы не потратите на сундуки ни цента.

Но когда Pay to loot меняет баланс, это уже совсем другое дело. Тут уже кто как воспринимает высшую справедливость: одни выйдут из игры, столкнувшись с донатером, другие попытаются заплатить ещё больше, чтобы в следующем матче непременно проучить наглеца.

Классический пример - Paragon от Epic: Dota 2 со своими безобидными плащиками отдыхает. В МОВА от создателей Unreal Tournament косметикой и не пахнет. Наоборот: там выше шансы у акул капитализма. Просто пример: бронзовая карточка из вашей стартовой бесплатной колоды прибавляет 1,4% мощности к определённому скиллу. А такая же карта из платной платиновой - 22% (да, без запятой). Это уже за гранью добра и зла.

Но демонизировать Pay to loot, особенно его косметическую разновидность, всё же не стоит. Доктор Мэдиган вообще не считает эту модель монетизации проблемой, если геймер умеет держать себя в руках и не превращает это во что-то вроде азартной зависимости опустившихся джанки Вегаса.

Мэдиган поясняет: если человек тратит на карточки и сундуки из любимых игр $20 в месяц и это существенно улучшает ему настроение, это даже хорошо в плане общей психологической разрядки. А вот если счёт тратам идёт уже на сотни долларов, что подрывает быт геймера (или даже его семьи) и заставляет отказываться от некоторых планов в реальной жизни, пора бить тревогу.

Также по теме