Всероссийский конкурс "Ты - киберкомментатор!" |

0

ZX Spectrum: компьютер, опередивший своё время

"Спектрум", магнитофон и цветной ТВ "Рубин" - предел мечтаний советского школьника.

ZX Spectrum: компьютер, опередивший своё время
Вы ещё помните, что такое ZX Spectrum? Возьмём официальное определение с Википедии: “Это 8-ми битный персональный домашний компьютер, выпущенный компанией Sinclair Research в Великобритании, в 1982-м году”. Но на самом деле данная холодная формулировка почти ничего не значит, ведь ZX Spectrum - это целая эпоха, а не просто “персональный компьютер”.

Буквально на днях “Спектрум” праздновал свой 35-ти летний юбилей, с чем Gmbox его тепло и сердечно поздравляет. Списанные советские ДВК, модные японские Yamaha в компьютерных классах школ, недоступная “Денди” - всё это было ощутимо позже. А для мелковозрастного постсоветского игромана ZX Spectrum зачастую был единственным оазисом в абсолютно безжалостной пустыне.

На западе оригинальный Spectrum завоевал популярность благодаря своей бюджетности. Его отпускная цена составляла порядка $200, а главный конкурент - IBM PC - стоил в 10 с лишним раз дороже. Изначально Sinclair Research рассчитывала продать несколько десятков тысяч экземпляров, может сотню тысяч. Но срок жизни “Спектрума” растянулся на 10 лет (с 1982 по 1992 г.), а общий показатель продаж составил 5 млн штук.

И это только оригиналы, не включая так называемые “клоны” - официальные и неофициальные. Над первыми работало португальское и польское подразделение Timex, ну а вторые… успех ZX Spectrum “вдохновил” многие радиозаводы соцлагеря: особенно старались Румыния и Чехия. Никаких процентов британской компании они не отчисляли, и остаётся только гадать, сколько же именно пиратских “Спектрумов” было выпущено.

Причём даже серые клоны - это лишь верхушка айсберга, особенно если мы говорим об СССР и России. Отечественным радиолюбителям нужно было только раздобыть процессор серии Z-80 и выше: всё остальное паялось вручную, по схемам, просочившимся с загнивающего империалистического запада. Соответственно, после Перестройки всё стало ещё проще, и самодельных “Спектрумов” в стране стало столько, что можно было поиграть хотя бы у друзей.

Техника была - на грани фантастики: процессор 3,5 Mhz (да, именно мега-, а не гига-), 16 килобайт оперативной памяти, максимальное разрешение 256 х 192, 15 цветов. Кому-то, может быть, сейчас смешно - животики надорвёшь? А знаете, какие тогда были распространённые опции!? Гомункулус советской оборонной промышленности, ЭВМ ДВК: монохром (2 цвета) и всего 4 игры: клон Donkey Kong, клон Galaga, клон Loderunner и состоящий из текстовых символов Star Trek. Всё. Так что не надо смеяться над великим (и ужасным) ZX Spectrum.

Почему ужасным? На заре массового компьютеростроения ПК были не самыми дружественными по отношению к пользователю, и “Спектрум” - один из ярчайших примеров. Графического интерфейса вроде Windows не было, и для банального запуска игр надо было знать хотя бы азы языка программирования Basic.

А самой большой засадой была необходимость использования магнитофона. Флоппи-дисковод прикрутить догадались только через несколько лет после старта продаж первой модели, а до СССР и России это нововведение дошло ещё позже. Каково это было? Уважаемые миллениалз, представьте себе, что в PS4 четыре года были бы картриджи, а блю-рэи появились бы только к PS4 Pro. Вот примерно такой же эффект.

Игры для ZX Spectrum были на аудиокассетах. Вы жалуетесь на современные loading times по 40 - 50 секунд? “Спектрум” грузил по полторы минуты минимум - с надсадным кибернетическим треском, по сравнению с которым даже звуки dial-up модема покажутся симфонией. Причём при малейшем сбое - пиши пропало. Приходилось грузить с самого начала, яростно отмотав кассету на карандаше, дабы не насиловать драгоценный магнитофон.

Зато, преодолев все препятствия, дети 90-х из окружающей суровой реальности попадали в волшебный мир видеоигр. Целый ряд культовых игровых франшиз берёт своё начало на забытых плёнках “Спектрума”, хотя многие геймеры наивно считают, что эти знаменитые торговые марки зародились на ПК.

Возьмём, например, SimCity. Различные сценарии, свободный игровой режим, транспортная инфраструктура, уровень преступности, пожарная охрана, степень поддержки гражданами, городское зонирование - между прочим, увлекательные будни мэра умещались на одной стороне концерта Аллы Пугачёвой и влезали в 16 килобайт памяти. Никакого дорогущего IBM за 3 тысячи баксов для этого не нужно было.

Или возьмём Elite. Это уже не просто отдельно взятый мегаполис, а целый космос - Вселенная. А ведь бессмертное творение сэра Дэвида Брэйбена вполне может соседствовать с песнями Владимира Высоцкого, несмотря на свои эпические масштабы. Конечно, все модели самой первой Elite были каркасными: сплошная “проволока” - ни текстур, ни цветов. Но тогда и фантазия была богаче. Фирменные октагонные космические станции с порталами-”почтовыми ящиками” узнаются сразу.

За 10 лет истории ZX Spectrum было выпущено свыше 20 000 игр. Разработчики тех дней с удовольствием работали на этой платформе: всё-таки IBM PC в начале своего существования был “высоколобым” и весьма дорогим продуктом для успешных офисных сотрудников (вот уж тогда были бояре так бояре…), а “Спектрум” быстро завоевал место во многих гостиных мира.

Нелинейная структура уровней (Into The Eagle’s Nest), зубодробильная сложность (R-Type), порталы (Exolon) - все эти и многие другие игровые механики зародились именно на ZX Spectrum, а не где-нибудь ещё. Так давайте же не забывать славную историю, которая привела нас к сегодняшнему изобилию цифровых покупок, GTX 1080 Ti и прочим PS4 Pro вместе со Scorpio.

Также по теме