1

Консолидация в игровой индустрии: миф или реальность?

Многие геймеры еще не видят движения тектонических плит игростроя, в то время как консолидация захватывает игровую индустрию.

Консолидация в игровой индустрии: миф или реальность?
Бесконечная сага о враждебном поглощении Ubisoft продолжается. Как недавно сообщал Gmbox, французский медиа-конгломерат Vivendi намерен полностью поглотить известную видеоигровую компанию до конца текущего года. Такой информацией поделилось агентство Reuters со ссылкой на собственные источники. Почему же этому событию уделяется так много внимания? Что это - разовая крупная сделка со скандальным сюжетом, или же это мировая тенденция? Если второе, то чем это обусловлено? Попробуем ответить на все эти вопросы.

Прошлым летом Vivendi получила контроль над Gameloft, и с тех пор рынок замер в ожидании, когда же французский гигант нанесет следующий удар по суверенитету активов семьи Guillemot. Ранее, когда ими еще интересовалась компания Electronic Arts, Gameloft называли “отравленной пилюлей”, которую Ubisoft должна была проглотить в случае возникновения потенциальной возможности враждебного поглощения, чтобы сохранить актив. Но, как мы знаем, этому не суждено было сбыться, а теперь и сама Ubisoft находится под ударом.

Многие расценивают это как настоящую корпоративную драму, а наши коллеги с gamesindustry.biz даже сравнивают события вокруг поглощения Ubisoft с французским артхаусным кино. Некоторые, в частности, опасаются, что после поглощения компания уже не сможет выпускать по-настоящему оригинальные игры, а чуткий надзор со стороны Vivendi будет сковывать разработчиков. В сущности же у Vivendi огромный опыт управления креативными компаниями, и как правило конгломерат дает своим подопечным достаточно свободы, чтобы те продолжали выдавать шедевры. Иными словами, дела Ubisoft под крылом Vivendi скорее всего будут идти весьма неплохо, но почему же тогда эта сделка волнует кого-то кроме совета директоров и юристов, которые хотят заработать свои нескромные кровные?

Сделка Vivendi и Ubisoft приковывает к себе столько внимания по той причине, что это не единичный случай, а часть масштабной тенденции в индустрии, которая последнее время набирает обороты все более активными темпами. Показательную стратегию с точки зрения слияний и поглощений демонстрирует, конечно же, китайский медиа-конгломерат Tencent. Этот игрок целенаправленно скупает доли в активах или поглощает видеоигровые компании целиком. Причем нацелены предприниматели из КНР на самых успешных представителей индустрии, и уже сейчас им удалось собрать довольно внушительный портфель активов.

В начале 2011 г. Tencent выкупила контрольный пакет акций Riot Games. Позже компания сообщила, что сделка составила примерно $231 млн. В декабре 2015 г. американский разработчик продал Tencent оставшуюся часть акций. Основное детище Riot Games - MOBA League of Legends - до сих пор не просто приносит значительную прибыль китайскому владельцу, но и является самой прибыльной ПК-игрой в мире. За 2015 г. игра смогла привлечь $1,63 млрд, став безусловным лидером. В 2016 г. LoL сохранила первенство и даже улучшила результат, заработав $1,7 млрд.

В прошлом году Tencent купила финского разработчика мобильных игр Supercell. Для того, чтобы завладеть активом, компании пришлось приобрести у японской SoftBank 73% акций студии, которая за 2015 г. принесла $1,35 млрд чистого дохода. Весь бизнес Supercell аналитики оценивают в $10,2 млрд, сделка оценивается примерно в $8,6 млрд. В свое время, в относительно далеком 2013 г., SoftBank приобрела 51% Supercell за $1,53 млрд, а в 2015 г. увеличила свою долю до 73%. Сумма второй сделки осталась в секрете. По оценке издания The Wall Street Journal, тогда финский разработчик оценивался в $5,25 млрд.

После покупки контрольного пакета Supercell компания Tencent стала владельцем двух самых прибыльных видеоигр в мире - Clash of Clans и League of Legends. По некоторым критериям китайский конгломерат уже можно назвать крупнейшей компанией в видеоигровой индустрии. И примечательно то, что большинство пользователей продуктов Tencent, вероятнее всего, никогда не слышали о такой компании, и понятия не имеют о том, кто стоит за их любимыми тайтлами. Многие геймеры еще не видят движения тектонических плит игростроя, в то время как консолидация захватывает игровую индустрию. Насколько это хорошо или плохо - пока судить рано, но очевидно то, что рынок созрел для активных действий.

Интересно, что с покупной Ubisoft Vivendi вновь вернется к видеоиграм, ведь до 2013 г. компании принадлежала Activision Blizzard. Ситуация на рынке и история самой Vivendi говорит о том, что компания, как и Tencent, создана для того, чтобы владеть другими. Прочие подобные компании действуют по похожей схеме, включая Softbank, Facebook и другие. Японский инвестор также известен большинству людей, как телекоммуникационная компания, однако она владеет огромным количеством игровых тайтлов. Компания Марка Цукерберга тоже частично засветилась в гейминге, став владельцем Oculus в 2014 г. Тут уже идет речь о совершенно новой технологии - VR - к которой рынку видеоигр еще предстоит привыкнуть.

Так почему же это происходит именно сейчас? Почему Vivendi вновь решила вернуться в игрострой? Почему Tencent коллекционирует настолько необычный портфель активов? Почему остальные компании занимаются такого рода консолидацией прямо сейчас? Эксперты в целом описывают это явление, как готовность индустрии к новым крупным шагам вперед. На это влияет и технологический скачек, и расширение базы интеллектуальной собственности, и созревание рынка. Те, кто не смогли приспособиться к индустрии за несколько лет - покинули арену, в то время как пионеры и прогрессивные новички дают индустрии возможность сделать новый глубокий вдох. Технологии, развитие которых мы ждали еще с 90-х, наконец-то дошли до нас во всей своей ослепительной красе, с присущей доступностью и эргономичностью.

На истории с Vivendi и Ubisoft дело, конечно, не заканчивается. Если подумать, то в мире сейчас есть довольно много компаний, которые могут внести свой вклад в консолидацию. Среди них отмечаются такие крупные игроки, как Nintendo и Disney. Вторая из списка компания не настолько далека от видеоигр, как может показаться на первый взгляд (знакомая история, не так ли), однако она никогда не погружалась в этот бизнес с головой. Под давлением активности крупных инвесторов из Азии, а также благодаря стремительному развитию медиа-компаний из этого региона, Микки Маус и его команда может предпринять новые шаги для дальнейшего развития бизнеса.

Также по теме