0

Star Citizen: восходящая звезда или величайшая пирамида на $150 млн?

Пожертвовашие по $10 тыс. на корабли либо устремятся к звёздам, либо - в суд Лос-Анджелеса.

Star Citizen: восходящая звезда или величайшая пирамида на $150 млн?
Star Citizen - уникальный случай в истории мирового игростроя. Это формально независимый проект, бюджет которого уже превышает затраты на многие ААА-игры именитых студий. Начиная с 2012 года, студия Cloud Imperium Games тихой сапой собрала с геймеров порядка $150 млн, благодаря чему Star Citizen попал в Книгу рекордов Гиннесса. Причём не как “самая дорогая краудфандинговая игра”, а как “самый дорогой краудфандинговый проект в какой бы то ни было сфере”. Это уже в разы серьёзнее.

Студия принципиально отказывалась брать деньги у классических финансистов, в результате чего первоначальные ожидания были достаточно скромными. “Я думал, соберём от силы миллиона четыре” - вспоминает Крис Робертс (48 лет), основатель Cloud Imperium. “Инвесторы выстроились в очередь, чтобы помочь с остальным, но Сэнди, моя жена, сказала: не беспокойся, привлечём 20 миллионов сами. Я ей ответил, что она сумасшедшая - но так оно и вышло”.

А ведь начинался проект Star Citizen в 2012-м году со скромными амбициями собрать всего каких-то 500 тыс. долларов. Из-за того, что финансовая цель в конечном итоге была превышена в десятки раз, начались проблемы. Официальную дату релиза стали постоянно переносить. Геймеры начали требовать возмещения потраченных средств. Один добился особо крупного возврата через Окружной суд Лос-Анджелеса.

“Я уже и так делаю самую лучшую игру, на которую я только способен” - заявил мистер Робертс в интервью New York Times, признавая наличие подобных проблем. “Но только представьте себе - та игра, которую я смогу построить за 140 миллионов долларов, будет радикально отличаться от той, которая стоила бы всего 10. Если я могу создать более всеобъемлющий и мощный опыт - я так и сделаю”.

Краудфандинг сейчас в моде, так что можно с уверенностью сказать, что Star Citizen попал в струю. По данным исследовательской компании Eedar, входящей в NPD Group, на Kickstarter было успешно профинансировано около 30 тыс. игровых проектов, совокупные вложения публики в них составили почти $600 млн. Но далеко не каждый краудфандинговый проект становится бессмертным хитом или хотя бы доходит до релиза.

Самый печально известный пример - Mighty No. 9. Кейдзи Инафунэ долго обещал фанатам “духовного наследника” классического Мега Мэна, собрал на это дело $4 млн, но затем скатился в постоянные переносы даты релиза. В результате аркада вышла только в 2016-м, причём и геймеры, и пресса встретили её весьма холодно. Ну а инди-вариант For Honor от 1-го лица - Clang - вообще не добрался до электронных прилавков. На него собрали $0,5 млн в 2014-м году, но затем работы над проектом были прекращены.

Так всё-таки, Star Citizen - новая надежда космических симуляторов и игростроя в целом (там ведь будут и дэсматчи в стиле CoD, и гонки на багги), или самая огромная финансовая пирамида?

Есть некоторые факторы, позволяющие питать хотя бы слабую надежду. Всё же Cloud Imperium Games - не абы кто. Компанию в 2011-м году основал Крис Робертс, создатель легендарного Wing Commander: первого и единственного конкурента Elite. Все последующие космосимы уже нельзя считать соперниками - это, скорее, благодарные потомки.

Робертс начинал делать игры ещё тинейджером в Англии, но затем перебрался в Техас, где и обосновался в компании Origin Systems, которая стала издателем Wing Commander. Затем мистер Робертс попробовал проявить себя на поприще продюсирования в Голливуде, но головокружительного успеха добиться не удалось.

Крис Робертс думал над Star Citizen много лет, но к действию его подтолкнул фантастический взлёт Notch’а. Шведский программист создал из кубиков альфа-версию бессмертного хита, который впоследствии - при продаже Microsoft - принёс лично ему $2,5 млрд. Два с половиной миллиарда за Minecraft, в котором нет голливудских синематиков а-ля Blizzard или супер-графики GTA V: это до сих пор остаётся одной из самых внушительных сделок в истории игростроя.

“Я хотел того же” - вспоминает Крис Робертс - “И я увидел, что успеха можно добиться и без крупных издателей”. Кампания по сбору средств на Star Citizen началась в 2012-м, сразу по двум фронтам: на Kickstarter и на сайте самого проекта. Что любопытно, Kickstarter принёс всего каких-то 2 миллиона долларов, а вот на страничке Star Citizen народ меценатствовал более чем активно, поэтому разработчики решили продолжить там.

Минимальное пожертвование, разблокирующее один корабль - $30. Максимальное - $ 10 000. Вот так и набежало. В конце 2013-го было $35,5 млн. В 2015-м - $104,4 млн. Ну а сейчас, как мы уже говорили - порядка $150 млн.

По крайней мере, деньги, пожертвованные будущими астронавтами, не уходят (полностью) на золотые унитазы, яхты и отличный боливийский ...чай: Cloud Imperium Games разрослась. Теперь в студии работает свыше 400 человек, в 4-х локациях в США, Британии и Германии.

В самом Star Citizen на дополнительные средства улучшается графика и геймплей, а новые звёздные системы создаются вручную (никакой рандомной генерации а-ля No Man’s Sky). Всё это похвально, однако у постоянных апгрейдов всего подряд есть мрачная обратная сторона Луны: переносы официальной даты релиза. Сначала это был 2014-й год, потом 2016-й, а теперь этот вопрос вообще предпочитают замалчивать. Эй, капитан звездолёта, проблемы на старте? Слишком много груза взяли на себя?

Также по теме