Однако фасад - ещё далеко не всё. За ним может скрываться идеальный выпускник бизнес-школы МВА, ценитель дорогих вин, гольф-клубов и безупречных костюмов. Мировая армия геймеров для него - лишь дойная корова и пушечное мясо в одном лице, а “свойского парня” этот бессердечный денди вынужден отыгрывать только ради того, чтобы не терять доверия озомбированной клиентуры.

А затем к делу подключился мультиплеер. Апдейты к Counter Strike, Team Fortress 2 и Left 4 Dead качались и устанавливались автоматически, без всяких заморочек. Появилось ощущение, что Valve - простые ребята-геймеры, которые заботятся о своих братьях. Steam завоевал народную любовь, и стал работать фоном сначала на сотнях тысяч, а затем и на миллионах ПК. И уже никто не жаловался на постоянное подключение к интернету.
В 2011-м ЕА запустила Origin: поиграть в Battlefield 3 без установки этой платформы было нельзя. Геймеров по всему миру охватил массовый Стокгольмский синдром: Steam - это хорошо. Electronic Arts - исчадие ада. Значительные скидки, бесплатные DLC к Titanfall, раздача старых культовых игр вроде Wing Commander, Theme Hospital и Dungeon Keeper - Origin не помогало ничего. Её ненавидели, как чисто коммерческий противовес площадке Valve, которая искренне любит и понимает геймеров. О том факте, что одна компания не хочет отдавать другой 30% своей прибыли просто так, никто не задумывался. 30% - именно столько Valve забирает себе с каждой продажи игр третьих лиц на Steam.

Valve никогда не раскрывает финансовую информацию: это закрытая компания, у неё нет публично торгуемых акций. Поэтому когда власти Австралии - власти, а не группа простых геймеров! - запросили у хозяев Steam бизнес-статистику, те заартачились. Процесс растянулся аж на 2 года, но ничего путного добиться не удалось. Valve лишь обязали выплатить штраф в 3 миллиона долларов. Учитывая, что по самым скромным и консервативным оценкам 2015-го года капитализация компании составляет $3 миллиарда, для господина Ньюэлла это как укус комара или даже поползновение амёбы.
“Геймерский парняга” Valve в австралийском суде использовал аргументы, достойные холодной корпоративной акулы. Мол, действительно: компания продаёт продукты третьих лиц и получает за это деньги от граждан Австралии, но так как официального представительства Valve в этом государстве нет, то и спрашивать нечего. И не с кого.

Кроме того, цены сильнее всего подскочили в кризис рубля, когда он подбирался к 80-ти за евро. С тех пор национальная валюта ощутимо окрепла, но о возвращении хотя бы к 1500 руб. за ААА-новинку никто не думает. Получается, что каждая следующая распродажа становится всё менее выгодной: и цены выше, и скидки хуже.
Далее - чисто нишевая вещь, которая, однако же, показывает отношение Valve к публике в целом: 3D-художники и Steam Workshop. Если разработчики игр получают с каждой продажи на площадке Valve хотя бы 70%, то создатели контента для Dota 2 или CS:GO - всего лишь 25%. Мало того: артисты утверждают, что по мере приближения International по “Доте”, Valve в одностороннем порядке, без объяснения причин сократила выплаты до символических 7%.

Итак, что-то здесь не сходится. Распродажи становятся способом навесить ярлык -30% на ААА-продукт за 2300 руб., и всё равно продать (сдать в бессрочную аренду!) его недёшево. Игры в любой момент могут забрать. Возвращают за некачественный товар внутренние кредиты - вместо реальных потраченных денег, да и то не всегда. Dota 2 - самая популярная игра в Steam, но 3D-художникам стали перечислять только 7% вместо 25% за всякие шапки и плащи. Получать аж по 30% за каждую чужую игру - хорошо. Когда другой издатель не хочет платить “дяде Гейбу” 30% - плохо.
Никто не призывает к охоте на ведьм: не стоит хвататься за колья, точить вилы и зажигать факела. Однако чуть более трезвый взгляд на Steam, наверное, не помешает.