4

Steam - ваш лучший друг или расчётливый делец?

Гейб Ньюэлл обязательно перетёр бы с вами про Дотан, но вот беда: опаздывает на личный самолёт.

Steam - ваш лучший друг или расчётливый делец?
Почти все ПК-геймеры живут в иллюзорном мире стереотипов. Гейб Ньюэлл - свой в доску парень, Steam - это отлично, ЕА - исчадие ада, а Origin и Uplay - кривые поделки, которые надо пристрелить, чтобы не мучались. Мы все привыкли к тому, что Valve - это такой гик в потёртых джинсах, с которым запросто можно обсудить Доту, КС:ГО или вот хоть кооп в Left 4 Dead 2.

Однако фасад - ещё далеко не всё. За ним может скрываться идеальный выпускник бизнес-школы МВА, ценитель дорогих вин, гольф-клубов и безупречных костюмов. Мировая армия геймеров для него - лишь дойная корова и пушечное мясо в одном лице, а “свойского парня” этот бессердечный денди вынужден отыгрывать только ради того, чтобы не терять доверия озомбированной клиентуры.

Никаких домыслов, пройдёмся исключительно по фактам. Всё началось в далёком 2004-м году, когда ради игры в Half-Life 2 пришлось устанавливать какой-то непонятный Steam. Ясное дело - геймеры ненавидят DRM, особенно в одиночных играх. Однако в сюжетную кампанию Half-Life 2 можно было играть и offline после одной проверки, что несколько охладило пыл ненавистников.

А затем к делу подключился мультиплеер. Апдейты к Counter Strike, Team Fortress 2 и Left 4 Dead качались и устанавливались автоматически, без всяких заморочек. Появилось ощущение, что Valve - простые ребята-геймеры, которые заботятся о своих братьях. Steam завоевал народную любовь, и стал работать фоном сначала на сотнях тысяч, а затем и на миллионах ПК. И уже никто не жаловался на постоянное подключение к интернету.

В 2011-м ЕА запустила Origin: поиграть в Battlefield 3 без установки этой платформы было нельзя. Геймеров по всему миру охватил массовый Стокгольмский синдром: Steam - это хорошо. Electronic Arts - исчадие ада. Значительные скидки, бесплатные DLC к Titanfall, раздача старых культовых игр вроде Wing Commander, Theme Hospital и Dungeon Keeper - Origin не помогало ничего. Её ненавидели, как чисто коммерческий противовес площадке Valve, которая искренне любит и понимает геймеров. О том факте, что одна компания не хочет отдавать другой 30% своей прибыли просто так, никто не задумывался. 30% - именно столько Valve забирает себе с каждой продажи игр третьих лиц на Steam.

К бизнес-практикам “хорошего парня” Valve стоит присмотреться поближе. Например, к тому факту, что на протяжении аж 11-ти лет в Steam не было вообще никакого механизма возврата средств. Да и тот, что есть сейчас (после коллективных петиций и юридических баталий), работает криво. Игра в библиотеке блокируется моментально, а деньги за неё могут вовсе не прийти. Если и придут, то по условиям соглашения это будут не “деньги”, а Steam-кредиты.

Valve никогда не раскрывает финансовую информацию: это закрытая компания, у неё нет публично торгуемых акций. Поэтому когда власти Австралии - власти, а не группа простых геймеров! - запросили у хозяев Steam бизнес-статистику, те заартачились. Процесс растянулся аж на 2 года, но ничего путного добиться не удалось. Valve лишь обязали выплатить штраф в 3 миллиона долларов. Учитывая, что по самым скромным и консервативным оценкам 2015-го года капитализация компании составляет $3 миллиарда, для господина Ньюэлла это как укус комара или даже поползновение амёбы.

“Геймерский парняга” Valve в австралийском суде использовал аргументы, достойные холодной корпоративной акулы. Мол, действительно: компания продаёт продукты третьих лиц и получает за это деньги от граждан Австралии, но так как официального представительства Valve в этом государстве нет, то и спрашивать нечего. И не с кого.

Перейдём к близкому и понятному нам вопросу распродаж. Вы обращали внимание на то, что новой психологически “нормальной” скидкой стало -55%, а то и -50%? Минус 75 теперь считается неслыханной щедростью, хотя раньше именно это было нормой.

Кроме того, цены сильнее всего подскочили в кризис рубля, когда он подбирался к 80-ти за евро. С тех пор национальная валюта ощутимо окрепла, но о возвращении хотя бы к 1500 руб. за ААА-новинку никто не думает. Получается, что каждая следующая распродажа становится всё менее выгодной: и цены выше, и скидки хуже.

Далее - чисто нишевая вещь, которая, однако же, показывает отношение Valve к публике в целом: 3D-художники и Steam Workshop. Если разработчики игр получают с каждой продажи на площадке Valve хотя бы 70%, то создатели контента для Dota 2 или CS:GO - всего лишь 25%. Мало того: артисты утверждают, что по мере приближения International по “Доте”, Valve в одностороннем порядке, без объяснения причин сократила выплаты до символических 7%.

Теперь перейдём к самим играм в Steam. Предположим, у вас их десятки. Нет, маловато - сотни. Тысячи? Если вы думаете, что они вам принадлежат, вы глубоко ошибаетесь. Погрузитесь в лицензию конечного пользователя, с которой все мы соглашаемся, не читая, и обнаружится уйма всего любопытного. Игры - не собственность: они взяты вами в бессрочную аренду у Valve. То есть если ваша библиотека заблокирована, вы даже не имеете права жаловаться. У вас никто ничего личного не отбирал - компания просто вернула себе своё, так как вы нарушили одно из многочисленных условий использования продуктов.

Итак, что-то здесь не сходится. Распродажи становятся способом навесить ярлык -30% на ААА-продукт за 2300 руб., и всё равно продать (сдать в бессрочную аренду!) его недёшево. Игры в любой момент могут забрать. Возвращают за некачественный товар внутренние кредиты - вместо реальных потраченных денег, да и то не всегда. Dota 2 - самая популярная игра в Steam, но 3D-художникам стали перечислять только 7% вместо 25% за всякие шапки и плащи. Получать аж по 30% за каждую чужую игру - хорошо. Когда другой издатель не хочет платить “дяде Гейбу” 30% - плохо.

Никто не призывает к охоте на ведьм: не стоит хвататься за колья, точить вилы и зажигать факела. Однако чуть более трезвый взгляд на Steam, наверное, не помешает.

Также по теме