0

Нет, Rotten Tomatoes не желает смерти киноиндустрии

...а Metacritic - видеоигровой.

Нет, Rotten Tomatoes не желает смерти киноиндустрии
Когда журналисты задают большим боссам компаний вроде Warner Bros. или 20th Century Fox Самый Неудобный Вопрос (почему последний блокбастер провалился?), они получают целый набор разнообразных ответов, но один, как правило, совпадает: низкая оценка на Rotten Tomatoes.

Известный агрегатор, собирающий предпоказные рецензии более чем с 2-х тысяч критиков, является по сути своей алгоритмом: Rotten Tomatoes (Гнилые Помидоры) просит своих партнёров определить качество картины - “свежая” она, или уже “с душком”. Ответы начинают приходить, формируется средний балл, и он в виде процентов высвечивается под тем или иным фильмом. Причём оценки две - от топовых критиков и, так сказать, от масс.

Сайт Rotten Tomatoes благодаря своей честной системе рейтингов уже стал местом ежедневного паломничества для многих потребителей, особенно американских. Стоит ли заценить новый фильм? Rotten Tomatoes знает. Нет, это не наша реклама, а уже сформировавшийся новый уклад сознания западного зрителя.


Есть даже некий ключевой средний балл: 60%. Если оценка картины ниже этого показателя, то вряд ли пользователи Rotten Tomatoes пойдут в кинотеатр. В лучшем случае через несколько месяцев фильм по дешёвке арендуют на iTunes - ежели про него ещё будут помнить к тому моменту. Стриминговых платформ сегодня много, огромные ТВ хотя бы Full HD - давно не редкость, новое кино идёт сплошным потоком, поэтому походы в кинотеатр превратились в селективный процесс. Проще говоря, попробуй ещё замани зрителя.

По этой причине Rotten Tomatoes стали главной мишенью для крупных студий. Топ-менеджеры различных кинокомпаний не раз заявляли о том, что такие фильмы, как “Пираты Карибского Моря 5” и новые комедийные “Спасатели Малибу” провалились в прокате из-за этого сайта. Режиссёр Бретт Ратнер (последние “Люди Икс”) в интервью Entertainment Weekly заявил о том, что всё сегодня сводится к оценке на Rotten Tomatoes, независимо от студии и самого фильма.


“В городской Америке это происходит так: оу, низкая оценка на Rotten Tomatoes. Не, не пойду - наверняка отстой” - сокрушается Ратнер. “Но ведь это всего лишь средний балл, и никто на самом деле не понимает, чего именно он означает! У них алгоритм иногда работает некорректно. Я лично видел несколько прекрасных картин, у которых чудовищный рейтинг на Rotten Tomatoes”

Легко обвинять во всём этот сайт, но его вины здесь нет. Он абсолютно объективен, ничего субъективного на нём нет: администрация не пытается, например, подыгрывать фанатам DC и “опускать” поклонников Marvel. Речь идёт лишь о простейшем алгоритме, созданном только для того, чтобы дать публике как можно более точную средневзвешенную оценку кино. Разумеется, это раздражает актёров, режиссёров, сценаристов и биг боссов киностудий.

Как следствие, Мэтт Этчити, шеф-редактор Rotten Tomatoes, считается среди профессионалов киноиндустрии воплощением зла. Но в свежем интервью с Wired господин Этчити попытался объяснить, что они заблуждаются. “Мне хотелось бы, чтобы каждый фильм был хорошим - я действительно этого хочу. Если я усаживаюсь перед экраном и собираюсь тратить своё время, мне конечно же хочется, чтоб зрелище было стоящим. Мечтаю ли я о провалах? Нет, ни в коем случае”.


Когда Этчити только создавал свой сайт, он и не подозревал, насколько он станет популярным. “Чудо-женщина” умудрилась набрать 93% - несомненный “свежак” по меркам Rotten Tomatoes - и стать самым высокооценённым фильмом за всю историю DC Universe, о чём написали все западные СМИ.

Боссы Warner Brothers чуть ли не бились в припадке восторга по этому поводу, но их отношения с Rotten Tomatoes не всегда были столь радужными. Не так уж и давно, когда появились первые нелестные оценки Batman VS Superman и Suicide Squad, те же самые Warner Bros. обвиняли администрацию сайта во всех смертных грехах.


Так всё таки, Rotten Tomatoes - зло, или естественный атрибут современности? Скорее, второе. Если не они, то этим же занялся бы кто-нибудь другой. Пятьдесят лет назад западному зрителю приходилось покупать номер Variety и доверять только ему. Сегодня всё изменилось. YouTube, Instagram, Facebook, Pinterest - огромное количество медиа-контента генерируется не корпорациями, а самими пользователями.

Поэтому неудивительно, что когда речь всё же заходит о корпоративном продукте (в данном случае - о большом кино), социум склонен доверять сам себе в лице усреднённого мнения нескольких тысяч критиков.

Vanity Fair пишет о том, что Paramount Pictures и 20th Century Fox провели дорогостоящие исследования, в ходе которых выяснились неутешительные (для них) вещи: публика - в особенности миллениалз, то есть рождённые в 2000-м и позже - будет всё больше и больше полагаться на агрегаторы вроде Rotten Tomatoes или Metacritic, и всё меньше доверять отдельным крупным источникам.


Хорошо, что Vanity Fair упоминает о Metacritic, потому что ситуация в игровой индустрии ровно та же самая. Теперь у геймеров есть сайт, на котором запросто можно посмотреть две оценки: усреднённую по СМИ или от таких же простых пользователей. Ухищрения крупных издателей здесь не помогут - “купить” Metacritic невозможно (или, во всяком случае, очень сложно).

Так как же улучшить ситуацию для всех нас - для геймеров, для киноманов и всех прочих гиков? К сожалению, крупные компании предпочитают действовать по старинке: вбухивать нереальные бюджеты в маркетинг. И вот вам “пример успеха”: средний балл “Трансформеры: Месть Падших” на Rotten Tomatoes - всего лишь 19. Это “полный тухляк” по меркам сайта. Тем не менее, по всему миру картина умудрилась собрать свыше $800 млн.

Это, разумеется, похвально. Но у нас есть скромное предложение: может, пора перестать тратиться на рекламу, устыдиться самокопирования и начать, наконец, делать интересные фильмы и игры?

Также по теме