0

Десять игр, которым исполнилось 30 лет

Никакого кризиса среднего возраста - эти божества преспокойно отдыхают на Олимпе.

Десять игр, которым исполнилось 30 лет
Время летит быстро. Казалось бы, ещё вчера вы рубились в популярные новые (для российского рынка) игры на “Денди” или на “Сеге”, а уже сегодня они стали бессмертной классикой и вошли в пантеон величайших аркад за всю историю человечества. Как поёт самый знаменитый трансвестит одного из бывших государств СССР, “Даже если вам немного за 30, есть надежда выйти замуж за принца”. Так вот: всем играм, которые Gmbox перечислит в данном материале, в 2017-м году исполнилось ровно 30 лет. И им не нужен какой-то там принц. Они сами - короли игровой Вселенной.

1. 1943: The Battle of Midway

1943-й был эталоном вертикально-скроллящегося шутера на “Денди”. Специальные атаки (молния/цунами/циклон), полноценный кооп, новые типы оружия, уровни на низкой высоте, боссы с несколькими стадиями “бешенства” - несомненно, огромный скачок вперёд по сравнению с 1942-ым. А суть та же самая: гордый американский самолётик в одиночку выносит всю армию Его Императорского Величества.


2. After Burner

Не отходим далеко от самолётной темы. В сие творение постсоветские олдфаги рубились уже на “Сеге”. Сверхсовременная некстген-консоль при помощи уникальной технологии скейлинга умудрялась из одних только 2D-спрайтов создавать полноценный 3D-мир. В результате можно было почувствовать себя настоящим Томом Крузом (когда он был ещё пилотом Top Gun, а не безумным сайентологом). Для американских же подростков пределом мечтаний было найти не обычный аркадный шкаф с флайтстиком, а кабину с гидравликой, имитирующей перегрузки на истребителе.


3. Arkanoid: Revenge of Doh

Оригинальному Arkanoid сейчас уже не 30, а все 40. Через 10 лет (на тот момент) компания Taito поняла, что геймеры всё ещё обожают классическую концепцию, но теперь требуют новую графику, различные пауэр-апы, цветные блоки - и даже финальную битву с боссом! Планка отбивает шарик: казалось бы, какой там, к чёрту, босс!? Но разработчик пошёл навстречу публике и обеспечил в Revenge of Doh всё из вышеприведённого списка.


4. Bionic Comando

Да, этой игре, сиквелы которой выходили и в относительно современную эпоху, уже прилично лет. В те времена платформеров было немало, но Capcom всё же умудрилась сделать нечто оригинальное и удивить геймеров: герой не просто прыгал, а “подтягивался” в нужные места при помощи специальной лебёдки с крюком. Мало того: ей же можно было сбивать и хватать пауэр-апы, а также глушить супостатов.


5. Contra

Бессмертный хит. Классика на все времена. Это как “Моби Дик” или “Преступление и наказание” в литературе. Sci-fi сеттинг, в котором перестрелка с обычными наёмниками стремительно превращается в эпическую битву с их инопланетными хозяевами, вдохновлёнными самим Гигером. Протагонисты, прилежно скопированные со Шварценеггера и Сталлоне эпохи расцвета - то есть “Коммандос” и “Рембо”. Семь незабываемых уровней, 3D-эффект, который прилежная Konami смогла портировать с аркадных автоматов даже на NES, оружие (дробовик, огнемёт, лазерный луч), лишь впоследствие ставшее стандартом для всех остальных игр. Contra определила стандарты action на многие годы вперёд, за что ей огромное геймерское спасибо.


6. Double Dragon

И ещё одно божество Олимпа видеоигр. Double Dragon правил бал, когда классические файтинги 1 VS 1 ещё не вошли в моду. Игра была воплощением духа 80-х: “правильные” культуристы, освоив восточные единоборства, творят собственное правосудие на фоне разгула бандитизма. Double Dragon создавался в эпоху отсутствия политкорректности: испорченных женщин, вставших на путь криминала, можно было хорошенько оттаскать за волосы. И съездить коленом в живот. Ну а если игра проходилась в коопе, то уже в самом конце - после финального босса - Билли и Джимми Ли чистили рыла друг другу. Из-за девушки, конечно.


7. Operation Wolf

Световой пистолет для “Денди” был далеко не у всех. Тогда - это вам не сейчас, когда относительно неплохую геймерскую мышь или гарнитуру от китайского бренда можно купить за копейки. Но те счастливчики, у кого супер-гаджет имелся, всегда стремились к тому, чтобы раздобыть редкий картридж с Operation Wolf. Охота с троллящей собакой, весёлая перестрелка в салуне с мультяшными ковбоями - всему этому не хватало брутальности. А вот в этой игре для лайт-гана её было в самый раз: настоящий “Рембо”, только без лицензии “Рембо”. Хорошо, что на картридже не было странной картинки с двумя мужиками: по всей видимости, китайским пиратам она тоже пришлась не по вкусу.


8. R-Type

1987-й год. Игровой пузырь 83-го уже позади, Nintendo вовсю наслаждается успехом, который ей принесли Марио, Линк и Самус Аран. В этот же момент японская компания принимает грамотное решение: лицензировать у малоизвестного конкурента Irem его новую игру - R-Type. Эта запредельно сложная горизонтальная “леталка” моментально стала хитом. Безупречный визуальный стиль (опять вдохновлённый Гигером - 87-й год всё-таки) и оригинальные механики вроде “заряженного” выстрела и прокачки оружия надолго завладели вниманием геймеров.


9. Shinobi

Уличные бойцы за справедливость, качки с большими пулемётами и “большими волосами” (big hair - так назывались причёски а-ля Guns’N’Roses и Bon Jovi), инопланетяне в стиле Alien, сверхмощные летательные аппараты - казалось бы, мы перечислили все клише 80-х. Ан нет! А как же ниндзя? Их достойнее всего тогда представил Shinobi. Адепт тени нещадно мордовал врагов руками и ногами, а тех, что подальше, забрасывал сюрикенами. Конечно, версия для аркадных автоматов была “не очень”, но первый Shinobi на “Сеге” уже стал настоящим произведением искусства. В общем, если вы терроризировали мамку с просьбой купить MegaDrive II, терпеливо объясняя, чем 16-ти битная графика лучше 8-ми битной, и при этом не поиграли в Shinobi - ваша жизнь прошла зря.


10. Street Fighter

Вот тот, кто загнал бывшие когда-то мэйнстримовыми броулеры (Streets of Rage, Battletoads, Double Dragon, River City Ransom) в глубины инди-подполья. Благодаря революционному аркадному автомату - а впоследствии игре на NES - геймеров внезапно осенило: куда лучше выяснять кто круче друг с другом, а не с компьютерными противниками. Скрытые комбо, путешествия по всему миру с характерными аренами, выкрикивание название суперприёмов (HADOUKEN!!!) - неудивительно, что во времена становления современного игропрома как такового всё это сорвало публике планку, а Street Fighter стал настоящим культом.

Также по теме