0

Лига клонов: китайское копирование или кризис идей?

Скандал вокруг Mobile Legends заставляет задуматься о будущем MOBA-игр.

Лига клонов: китайское копирование или кризис идей?
В последнее время соревновательные видеоигры пользуются огромной популярностью, в основном благодаря развитию киберспорта. Жанры здесь нередко перемешиваются. Берем, к примеру, классическую MOBA, скрещиваем с шутером от первого лица - и получаем hero-шутер с кучей персонажей и уникальными способностями у каждого. Одним словом, фантазии у разработчиков хватает. Однако не у всех, если присмотреться пристальнее.

Мы бы хотели более подробно поговорить о MOBA-играх, а вернее о их младших собратьях - мобильных тайтлах. Сегодня Gmbox поделился новостью о том, что американская компания Riot Games подала в суд на Shanghai Moontoon Technology, разработчика как раз-таки мобильных MOBA-игр. Скандал развернулся вокруг игры под названием Mobile Legends. В иске, поданном в суд Лос-Анджелеса, указано, что Shanghai Moontoon Technology «осознанно нарушила авторские права на League of Legends в нескольких своих мобильных проектах».

Почему речь идет о нескольких проектах? Все дело в том, что игра изначально распространялась в магазине Google Play под названием Mobile Legends: 5v5 MOBA. После официальной претензии от Riot Games китайские разработчики самостоятельно удалили тайтл из списка, однако после небольших изменений контента выложили вновь, сменив название на Mobile Legends: Bang Bang. Разработчики LoL собрали в иске все тайтлы, постольку остались недовольны изменениями, внесенными Shanghai Moontoon Technology. По их мнению, сути претензии это не меняет, в китайском клоне по-прежнему наблюдается огромное количество нарушений авторских прав, связанных с персонажами, их умениями, монстрами и т.д.

Ко всему прочему, в списке игр, нарушающих авторские права Riot Games, также числится еще один тайтл от Shanghai Moontoon Technology - это Magic Rush: Heroes. Если коротко, то речь идет о массовом клонировании LoL кудесниками из Поднебесной. И это очень интересная ситуация, если вспомнить, что сама LoL принадлежит китайской корпорации Tencent. Хоть иск и подан в американский суд местной компанией, являющейся разработчиком небезызвестной MOBA, вполне возможно, что китайские бизнесмены приложили к этому усилия.

И у Tencent на это сразу несколько причин. Одна из них бросается в глаза мгновенно - это конкуренция. На азиатском рынке мобильных MOBA-игр борьба за игроков разворачивается весьма нешуточная, ведь этот жанр пользуется в регионе огромной популярностью на всех возможных платформах. А если учесть, что интересы геймеров в Азии все больше смещаются в сторону мобильных устройств, то отпадают последние сомнения в том, что Tencent заинтересована в охвате обеих групп - любителей MOBA и мобильного гейминга.

Компания будет всеми возможными способами защищать здесь свои интересы, и уж особенно в том случае, если речь идет о незаконном использовании ее интеллектуальной собственности. В настоящий момент Tencent активно продвигает собственную мобильную MOBA-игру на азиатском рынке, которую в некотором роде тоже можно назвать клоном LoL. Во всяком случае, все ключевые механики здесь позаимствованы от старших MOBA-собратьев.

Речь идет о Honour of Kings, и этот тайтл на данный момент демонстрирует отличные результаты. По данным, опубликованным исследовательской компанией App Annie, Honour of Kings от Tencent (известная также как King of Glory) в мае обошла Monster Strike и стала самой прибыльной мобильной игрой в мире как в Google Play, так и на устройствах под управлением iOS.

Honour of Kings занимала первое место в мире по прибыли на платформе iOS в марте и апреле этого года. Однако только в мае игре удалось занять первую позицию не только в App Store, но и в Google Play. Honor of Kings стала первой в мире мобильной игрой китайского производства, завоевавшей лидерство на обеих платформах, что является большим достижением, учитывая слабое присутствие Google в Китае.

Если же немного отвлечься от скандала вокруг Mobile Legends и посмотреть на ситуацию шире, то можно сказать, что развитие самого жанра MOBA зашло в тупик. Со времен появления титанов вроде Dota и LoL в играх такого типа практически ничего не поменялось. Повторяются и персонажи, и монстры, да и сама арена не претерпела с тех времен больших изменений. Будь то мобильный клон, коих насчитываются сотни, или же тайтлы для ПК - игрокам предлагают все те же 3 линии, бои 5 на 5, и все ту же карту с лесистой местностью.

Одним словом, в тупике оказались не только те разработчики, которые бессовестно воруют интеллектуальную собственность у мастодонтов индустрии, но и сами родоначальники жанра. Вернее те, кто сейчас владеет правами на первоначальную идею. Прошло много лет с тех пор, как появился тот самый мод для Warcraft 3, а мы так и не увидели ничего принципиально нового. Что же это? Лень разработчиков или попытка вытянуть из жанра все соки? Не стоит забывать, что классическая MOBA все еще отлично продается. Возможно, игроделы не торопятся вносить в нее изменения и развивать дальше, пока она не перестанет приносить значительный доход.

Но дело может быть и в том, что любители MOBA-игр не очень-то хорошо воспринимают изменения в жанре. Blizzard в своей Heroes of the Storm попыталась совершить тот самый рывок и продвинуть жанр дальше. Пока что результаты не очень впечатляют, особенно на фоне популярности Dota 2 и LoL. На киберспортивной арене HotS и вовсе терпит поражение, так что идея на данный момент кажется сомнительной. А вы как думаете? Стоит ли развивать жанр, или же MOBA - это вещь в себе, и здесь не стоит ничего менять?

Также по теме