0

Зачем майнерам Боинг-747

Зачем майнерам Боинг-747
Ситуация на мировом рынке видеокарт сейчас трагикомическая: хоть стой, хоть падай. GPU стали самым настоящим дефицитом - как колбаса в советские времена. Геймеры страдают, а всё из-за майнеров, об успехах и провалах которых мы уже писали неоднократно. И когда уже казалось, что тема временно исчерпала себя (до следующего резкого скачка или падения котировок криптовалют), появилось нечто, потрясшее нас до глубины души.

Майнерам Ethereum’а понадобился Боинг-747. Вы думаете, это кодовое название нового шахтёрского сетапа из десятка видеокарт, прославляющего мощь и скорость воздушного судна? Нет, это непосредственно Боинг-747. Самолёт. Гигантский четырёхмоторный воздушный бегемот. Разумеется, майнеров интересует грузовая модификация лайнера.

Зачем? Для поставки видеокарт. Да, шахтёрские сообщества арендуют невероятно дорогие 747-е, которые даже сам Боинг перестал выпускать из-за высокой цены и стоимости обслуживания, для перевозки “железа”. Вот такие деньги на кону у тех, кто собирает по настоящему мощные фермы: ждать поставок морем просто нет времени.

“Время - критический фактор. Возможно, наиболее критический фактор из всех” - заявляет в интервью Quartz Марко Стренг, генеральный директор Genesis Mining. “Мы, например, арендуем самолёты - сразу по несколько Боингов-747, чтобы доставить оборудование вовремя. Любой другой вариант, вроде контейнерных перевозок, неприемлем: теряем слишком много возможностей”.

Каждый день коллективно добывается приблизительно 36 тыс. монет Ethereum. Каждая стоит приблизительно по $200 (по состоянию на 31-е июля), то есть шахтёры ежедневно участвуют в соцсоревновании за $7,2 млн - такой сумме позавидовал бы даже сам Стаханов! А теперь учтите, что не далее как 18-го июля котировки взлетали практически до $400 за монету, то есть ставки были в 2 раза выше.

Вот уж действительно, промедление смерти подобно. “Единственное, что имеет значение - это время” - вновь подчёркивает глава Genesis Mining. “Мы используем только самый быстрый способ доставки. В противном случае мы рискуем огромными задержками. Развернул ферму на 10 дней позже - чудовищно отстал в добыче”.

Хорошо, что мистер Стренг подкинул эту цифру - 10 дней: она весьма наглядна. Десять помножаем на $7,2 млн - получаем $72 млн. Средняя стоимость аренды одного 747-го для 30-ти часового полёта из США в Юговосточную Азию (это, как известно, мировой центр производства GPU) и обратно составляет каких-то $700 тыс., то есть в 100 с лишним раз меньше 10-ти дневного объёма рынка!

Затраты скромные, при этом с целым “Боингом” видеокарт можно запросто заткнуть за пояс многих конкурентов. Кто хоть раз летал на 747-м, знает, сколько этот кашалот может взять на борт российских туристов, с какого-то перепугу решивших на пляжном отдыхе в Азии приобрести широкоэкранные LCD TV и стиральные машины. А теперь представьте, что вся эта полезная площадь заполнена GPU.

Стренг отмечает, что Ethereum торговался в районе $10 ещё в начале года, а уже в июле взлетел до $400. Это дало невероятный экономический стимул к тому, чтобы даже сомневавшиеся начали добывать криптовалюту. Повальный майнинг последних месяцев и привёл к печально известному дефициту видеокарт.

Цены на GPU всё ещё подвержены чудовищной инфляции, но сейчас появились первые признаки стабилизации рынка в виде “почти новых” б/у видеокарт на eBay или, скажем, на Авито. Их - в независимости от страны проживания - выкидывают на электронные площадки майнеры, напуганные волатильностью, о чём мы уже писали.

Однако есть и обратная сторона медали: те, кто инвестируют по крупному. Те, кто возит видеокарты “Боингами” в американские пустоши, а не “Газелями” - в подмосковные квартиры. Они готовы перетерпеть волатильность и дождаться новых максимумов по криптовалютам, так что перспективы рынка видеокарт рано ещё называть однозначными.

Но вот что можно сказать точно: дефицит сыграл на руку азиатским производителям. AMD опубликовала квартальную финансовую отчётность 25-го июля - акции в моменте подскочили на 11%. А за год (приблизительно столько и длится массовая золотая лихорадка) рост составил 152%. Это позволило ценным бумагам AMD занять 4-е место в топ-5 лучших компонентов ключевого биржевого индекса США - S&P 500.

При этом Лиза Су, исполнительный директор и президент AMD, сделала весьма интересное заявление, комментируя финансовые успехи компании: “Важно подчеркнуть, что мы не включали криптовалюты в наш прогноз, да и сейчас мы не рассматриваем их в качестве долгосрочного драйвера роста”. Проще говоря, в Advanced Micro Devices не верят в то, что золотая лихорадка может быть вечной.

В любом случае, компания пообещала сконцентрироваться на ликвидации дефицита на геймерском рынке. Это обнадёживает. Главное, чтобы теперь обезумевшие майнеры не вывезли все дополнительные видеокарты на своих “Боингах”.

Также по теме

Также по теме