0

Зачем майнерам Боинг-747

Грузите апельсины бочками. А видеокарты - "Боингами", не меньше.

Зачем майнерам Боинг-747
Ситуация на мировом рынке видеокарт сейчас трагикомическая: хоть стой, хоть падай. GPU стали самым настоящим дефицитом - как колбаса в советские времена. Геймеры страдают, а всё из-за майнеров, об успехах и провалах которых мы уже писали неоднократно. И когда уже казалось, что тема временно исчерпала себя (до следующего резкого скачка или падения котировок криптовалют), появилось нечто, потрясшее нас до глубины души.

Майнерам Ethereum’а понадобился Боинг-747. Вы думаете, это кодовое название нового шахтёрского сетапа из десятка видеокарт, прославляющего мощь и скорость воздушного судна? Нет, это непосредственно Боинг-747. Самолёт. Гигантский четырёхмоторный воздушный бегемот. Разумеется, майнеров интересует грузовая модификация лайнера.

Зачем? Для поставки видеокарт. Да, шахтёрские сообщества арендуют невероятно дорогие 747-е, которые даже сам Боинг перестал выпускать из-за высокой цены и стоимости обслуживания, для перевозки “железа”. Вот такие деньги на кону у тех, кто собирает по настоящему мощные фермы: ждать поставок морем просто нет времени.

“Время - критический фактор. Возможно, наиболее критический фактор из всех” - заявляет в интервью Quartz Марко Стренг, генеральный директор Genesis Mining. “Мы, например, арендуем самолёты - сразу по несколько Боингов-747, чтобы доставить оборудование вовремя. Любой другой вариант, вроде контейнерных перевозок, неприемлем: теряем слишком много возможностей”.

Каждый день коллективно добывается приблизительно 36 тыс. монет Ethereum. Каждая стоит приблизительно по $200 (по состоянию на 31-е июля), то есть шахтёры ежедневно участвуют в соцсоревновании за $7,2 млн - такой сумме позавидовал бы даже сам Стаханов! А теперь учтите, что не далее как 18-го июля котировки взлетали практически до $400 за монету, то есть ставки были в 2 раза выше.

Вот уж действительно, промедление смерти подобно. “Единственное, что имеет значение - это время” - вновь подчёркивает глава Genesis Mining. “Мы используем только самый быстрый способ доставки. В противном случае мы рискуем огромными задержками. Развернул ферму на 10 дней позже - чудовищно отстал в добыче”.

Хорошо, что мистер Стренг подкинул эту цифру - 10 дней: она весьма наглядна. Десять помножаем на $7,2 млн - получаем $72 млн. Средняя стоимость аренды одного 747-го для 30-ти часового полёта из США в Юговосточную Азию (это, как известно, мировой центр производства GPU) и обратно составляет каких-то $700 тыс., то есть в 100 с лишним раз меньше 10-ти дневного объёма рынка!

Затраты скромные, при этом с целым “Боингом” видеокарт можно запросто заткнуть за пояс многих конкурентов. Кто хоть раз летал на 747-м, знает, сколько этот кашалот может взять на борт российских туристов, с какого-то перепугу решивших на пляжном отдыхе в Азии приобрести широкоэкранные LCD TV и стиральные машины. А теперь представьте, что вся эта полезная площадь заполнена GPU.

Стренг отмечает, что Ethereum торговался в районе $10 ещё в начале года, а уже в июле взлетел до $400. Это дало невероятный экономический стимул к тому, чтобы даже сомневавшиеся начали добывать криптовалюту. Повальный майнинг последних месяцев и привёл к печально известному дефициту видеокарт.

Цены на GPU всё ещё подвержены чудовищной инфляции, но сейчас появились первые признаки стабилизации рынка в виде “почти новых” б/у видеокарт на eBay или, скажем, на Авито. Их - в независимости от страны проживания - выкидывают на электронные площадки майнеры, напуганные волатильностью, о чём мы уже писали.

Однако есть и обратная сторона медали: те, кто инвестируют по крупному. Те, кто возит видеокарты “Боингами” в американские пустоши, а не “Газелями” - в подмосковные квартиры. Они готовы перетерпеть волатильность и дождаться новых максимумов по криптовалютам, так что перспективы рынка видеокарт рано ещё называть однозначными.

Но вот что можно сказать точно: дефицит сыграл на руку азиатским производителям. AMD опубликовала квартальную финансовую отчётность 25-го июля - акции в моменте подскочили на 11%. А за год (приблизительно столько и длится массовая золотая лихорадка) рост составил 152%. Это позволило ценным бумагам AMD занять 4-е место в топ-5 лучших компонентов ключевого биржевого индекса США - S&P 500.

При этом Лиза Су, исполнительный директор и президент AMD, сделала весьма интересное заявление, комментируя финансовые успехи компании: “Важно подчеркнуть, что мы не включали криптовалюты в наш прогноз, да и сейчас мы не рассматриваем их в качестве долгосрочного драйвера роста”. Проще говоря, в Advanced Micro Devices не верят в то, что золотая лихорадка может быть вечной.

В любом случае, компания пообещала сконцентрироваться на ликвидации дефицита на геймерском рынке. Это обнадёживает. Главное, чтобы теперь обезумевшие майнеры не вывезли все дополнительные видеокарты на своих “Боингах”.

Также по теме