1

Печальная судьба Deus Ex, Dishonored 2, Prey и прочих

Динозаврам становится всё теснее в мельчающем современном мире.

Печальная судьба Deus Ex, Dishonored 2, Prey и прочих
Термин “иммерсивный симулятор” создал креативный директор разработки Deus Ex Уоррен Спектор, и подразумевал он под этим не полёты на истребителях или даже космических кораблях, а игры вроде своей. Создатель оригинальной Deus Ex сам - геймер, и он обожает творчество студии Arkane: Dishonored и Prey. Креативная команда входит в состав такой мощной структуры, как Bethesda, и беспокоиться за неё не стоит. Однако сам по себе жанр - это уже совсем другое дело.

Ни один из трёх вышедших за последнее время высокобюджетных “иммерсивных симуляторов” - Deus Ex: Mankind Divided, Dishonored 2 и Prey - не смог взять планку в 1 миллион проданных копий в Steam. Насколько это серьёзно? Посудите сами, если всего за несколько месяцев абсолютно сырой PUBG без сюжета и без единого синематика уже разошёлся в количестве более 7-ми миллионов штук.

В начале 2000-х “иммерсивные симуляторы” казались очевидным будущем игростроя: именно в эту сторону всё и должно было развиваться с учётом улучшающейся 3D-графики, реалистичной физики и прогрессирующего AI врагов и NPC. Однако даже в те времена подобные проекты продавались не очень хорошо.

Когда третий Thief и второй Deus Ex от Ion Storm провалились, студию просто закрыли. К тому времени Looking Glass Studios, отвечавшая за первые два Thief, System Shock и Ultima Underworld, уже давно обанкротилась. Жанр “иммерсивных симуляторов” погрузился в невероятно долгую гибернацию. Проще говоря, впал в зимнюю спячку.

После безвременной кончины этих двух знаменитых (по тем временам) студий влияние нового жанра всё ещё чувствовалось. Ведь многие талантливые дизайнеры, художники и программисты ушли в команды, отвечавшие за Oblivion, Fallout 3 и BioShock. В ранних проектах Arkane - Arx Fatalis и Dark Messiah of Might & Magic - тоже проявились узнаваемые черты. Да что уж там говорить, если даже на постсоветском пространстве “иммерсивные симуляторы” сумели оставить свой след - в STALKER их элементов более чем достаточно.

Гибернация была успешно прервана в 2011-м году, когда Eidos Montreal выпустила Deus Ex: Human Revolution - приквел к легендарному Deus Ex. Над игрой работали другие люди из другой компании, но они умудрились воссоздать дух оригинала, да ещё и укрепить его при помощи современной графики и спецэффектов. Всего за месяц разошлось 2 млн 200 тыс. копий - это был настоящий успех.

Годом позже последовал блистательный Dishonored от Arkane и Bethesda. Духовному наследнику оригинального Thief присудили приз “Самый крупный запуск нового IP”. Казалось, что жанр вернулся всерьёз и надолго. К сожалению, это была лишь иллюзия.

В 2016-м году продажи Deus Ex: Mankind Divided стартовали в разы хуже, чем у предыдущей Human Revolution, да и впоследствии наверстать упущенное не получилось. В результате франшизу заморозили, а Eidos Montreal до сих пор не может дать ответ, почему игра провалилась, и - что самое главное - будет ли ещё хоть один полномасштабный Deus Ex класса ААА.

И действительно, причины найти сложно. Скандал с моделью предзаказа? От неё вроде бы отказались. Микротранзакции? В Deus Ex нет ПвП-мультиплеера, и они никому не портят жизнь. Примерно то же самое произошло с крупными проектами Arkane. Да, Dishonored 2 на запуске жутко тормозил на ПК, а Prey - подтормаживал на PS4 и ложно заявлял на коробке о том, что “оптимизирован для PS4 Pro”. Но ведь и Skyrim с Fallout 3 в момент релиза не были образцами технической полировки, однако же очень быстро смогли добиться статуса настоящих хитов.

На самом деле, попытка отыскать некие частности не имеет смысла, потому что даже в былые дни расцвета хватило всего лишь двух коммерческих провалов - Deus Ex: Invisible War и Thief: Deadly Shadows - чтобы надолго отправить целый жанр (молодой и перспективный!) на свалку истории.

Справедливости ради стоит отметить, что за последнее время не показали ожидавшихся от них коммерческих успехов не только лишь проекты в жанре “иммерсивный симулятор”. Street Fighter V, Watch Dogs 2, Titanfall 2 - все эти игры не стали провалом, но продавались “немного” хуже, чем ожидали их паблишеры.

При этом Overwatch и Battlefield 1 стали настоящими общепризнанными хитами. Жан-Франсуа Дюга, креативный директор замороженной франшизы Deus Ex, говорит весьма правильные вещи. В сутках всего 24 часа (по крайней мере, было когда он проверял), у геймеров всегда есть опции, и сегодня игре нужно быть не просто хорошей, а _безупречной_ чтобы удержать внимание публики.

Иначе говоря, “мелочей” вроде рандомного проседания до 15-ти FPS вполне может хватить, чтобы среднестатистический капризный геймер переключился на что-нибудь, отполированное до самых мелких деталей - да хоть на тот же Overwatch или Battlefield 1.

Несмотря на все неудачи, жанр целиком пока что не законсервировали, как это было в 2000-х. Готовится гигантское DLC к Dishonored 2, причём приобрести и играть в него можно будет отдельно. Работа над System Shock тоже идёт - как над римейком оригинала, так и над абсолютно новой частью.

Если и они станут разочарованием, то об иммерсивных симуляторах можно будет забыть ещё лет на десять. Ну разве же это срок? Всё это время следует играть в шедевральный PUBG, и даже не вспоминать о том, что когда-то игры заставляли нас мыслить, читать и принимать интересные решения, от которых действительно что-то зависит.

Также по теме