Всероссийский конкурс "Ты - киберкомментатор!" |

0

Пора добавить панка в киберпанк

Меньше мегакорпораций, больше анархии - как завещал великий Гибсон.

Пора добавить панка в киберпанк
Новый трейлер Bladerunner 2049 даёт надежду. Звучит несколько пафосно, однако полностью соответствует действительности. Почему? Это тонкий психологический вопрос, на который мы попытаемся дать ответ. Всё дело в том, что жанр киберпанка - как в кино, так и в играх - слишком сильно отклонился от своих литературных корней.

Произошло это далеко не сразу. В квесте 1988-го года по определившей каноны новелле Уильяма Гибсона “Нейромант”, всё соответствует классике жанра. Главный герой просыпается лицом в тарелке синтетического спагетти. Это бывший хакер, который не в состоянии позволить себе не то что новый компьютер, но даже заплатить за нефтяную вермишель.

Позже в игре будет опция продать внутренние органы для апгрейда железа и взломать сервер дешёвого отеля под названием “Дешёвый Отель” (да, прямо вот так: Cheap Hotel), чтобы пожить там некоторое время бесплатно. Фантаст Брюс Стерлинг дал отличное описание жанра киберпанк - это комбинация низкого уровня жизни и высоких технологий. На английском формула выглядит более броско: low-life and hi-tech.

Но уже в 1993-м начались отклонения. В оригинальной Syndicate игрока запихивают в шкуру генерального директора мегакорпорации. Вы, можно сказать, находитесь на самой вершине антиутопической пищевой цепи, хотя изначально жанр был посвящён именно подонкам.

Большинство игр, последовавших за Syndicate и Syndicate Wars, ещё как-то пытались соблюдать баланс, но уже наблюдалось отклонение в сторону высоких технологий, а низкий уровень жизни стал не более чем фоном для коллизий сюжета, повествующего о судьбах мира. Если говорить совсем просто, игроделы очертя голову бросились в “кибер” и подзабыли про “панк”.

Ярчайший пример - франшиза Deus Ex. Её герои не просто далеки от панков - они ещё и продвигаются по социальной лестнице от игры к игре. Джей Си Дентон в оригинальном Deus Ex - агент официальной антитеррористической организации при ООН. Ну а всем известный Адам Дженсен в Human Revolution - уже глава отдела безопасности богатейшей биотехнологической мегакорпорации. Вспомните VIP-лакшери-хоромы Дженсена в Детройте и в Праге. Похоже на панковский сквот? Нет, что-то не очень.

Иногда главные герои сочувствуют бунтарям и принимают их сторону. Скажем, в Final Fantasy VII (кто скажет, что FF VII не киберпанк, тот пусть первым бросит в автора камень). Однако сам Клауд Страйф несмотря на свою колючую причёску так и остаётся рыцарем на белом коне. Как ни странно, панком в Final Fantasy VII является Барретт со своим ирокезом, вечными шуточками и радикальными методами. Однако этот темнокожий “Мистер Ти” - всего лишь второстепенный персонаж. Sidekick, как говорится в западной практике.

Конечно, мы не пытаемся сказать, что всё потеряно. И у Дженсена, и у Дентона есть свои сомнения. В оригинальном Deus Ex это даже может привести к весьма неожиданной концовке. Образ копа можно проработать так, что в конечном итоге он будет более-менее соответствовать изначальным канонам.

Взять хоть квест Blade Runner (1997), который создавался с оглядкой на “Мечтают ли андроиды об электроовцах?” самого Филиппа К. Дика. Усталый детектив берётся за очередное, казалось бы, банальное дело, которое внезапно переворачивает его представление о мироустройстве с ног на голову. Ведь каждый может оказаться репликантом. А вдруг он сам - того?...

Есть и творения, которые упрямо не хотят отходить от канонов 60-х - 70-х годов. Например, Shadowrun: Dragonfall - настоящая квинтэссенция панка. Начнём с того, что в будущем столица Германии превратилась в самостоятельное анархическое государство Берлин. Секретная база ваших шэдоураннеров (хакеров-наёмников) находится под старым рынком, и ваша задача - не только зарабатывание денег, но и защита добрых соседей, занимающих самые нижние ступени социальной лестницы. Да о чём там говорить, если один из ваших наёмников - вокалист панк-группы MESSERKAMPF!, что можно перевести как “Поножовщина”.

Кстати, мы не пытаемся утверждать, что киберпанк - это непременно татухи, косухи и ирокезы. Просто за вечным дождём, неоновыми вывесками и небоскрёбами в идеале должно скрываться какое-то послание. Главная героиня незаслуженно забытой Remember Me (даже название призывает не забывать, но тщетно) - обычная девушка с нормальной стрижкой, в стандартной городской одежде. Но она - “эррорист”, от английского error - ошибка. Вовремя понять, что подселение чужих ультра-реалистичных воспоминаний страшнее героина и начать действовать против системы - вот к чему призывала игра. Как пел Уотти Бьюкэн, Beat the bastards, beat them now!

В материале, посвящённом киберпанку, мы не могли обойти стороной Тот Самый Проект, который выйдет приблизительно в 2077-м году, когда антиутопическое будущее уже настанет. Скорее всего, в сердце Cyberpunk 2077 опять будет какая-нибудь чисто корпоративная интрига эпических пропорций. Однако во вселенной настолки Майка Пондсмита есть и хакеры-анархисты Netrunners, и байкеры Nomads, и даже Rockerboys, распространяющие свой социально-политический месседж посредством силы музыки.

Будем рассчитывать на то, что братья-славяне не забудут об этом панковском аспекте грядущей игры. В конце концов, не зря же CD Projekt заставляет регулярно мотаться в общем-то уже пожилого господина Пондсмита через океан - из Штатов в Польшу.

А теперь возвращаемся к тому, с чего начинали: кинематограф, Bladerunner 2049, новый трейлер, новая надежда. Сравнительно недавно вышедший Ghost in The Shell критики чуть ли не поливали грязью - оно и понятно, после анимэ-то. Однако автор к этому хору присоединяться не желает: кино хорошее. Если воспринимать его, как просто зрелищный видеоряд.

Более глубокого смысла, чем симпатичная Скарлетт Йоханссон, вопрошающая “Кто я?”, там искать не стоит. Да, периодически показывают грязные переулки Шанхая, но философского аспекта - практически ноль. Панковского - ровно ноль. Есть некий заброшенный “Непокорный сектор”, но он используется исключительно как арена битвы с пауком.

Bladerunner 2049 - совсем другое дело (наверное), ведь в необитаемой части мегаполиса проживает сам Харрисон Форд! Простите, Рик Декард: оригинальный блэйдраннер, то есть детектив, призванный ликвидировать беглых репликантов. По прошествии многих лет законопослушный коп практически превратился в свою прямую противоположность - в панка. Да и Джаред Лето в роли верховного злодея смотрится неплохо: это его шанс реабилитироваться после сомнительного Джокера в Suicide Squad.

В общем, будем рассчитывать на то, что Bladerunner 2049 станет по настоящему интересным кино с глубинным смыслом, а не просто пособием по созданию красивой голливудской картинки. В конце концов, за сценаристов уже во многом поработал сам отец киберпанка, Филипп К. Дик. Теперь главное просто не испортить его легендарное наследие.

Также по теме