СлавКрафт: Святослав Бочаров играет в Anno 1800 | Online

0

Самые необычные методы применения геймпадов

Самые необычные методы применения геймпадов
Современные геймпады можно найти в самых необычных местах. Например, у ВМФ США есть корабль, на котором установлено лазерное оружие. Конечно, по эффективности пушка, фокусирующая энергию, не дотягивает до “лучей смерти”, которые появились в научной фантастике ещё в 30-е годы прошлого века. Однако это всё же лазер, а движение башни, наведение и огонь мог бы контролировать даже 14-ти летний подросток. Потому что делается это при помощи самого обычного геймпада.

Сегодня они кажутся нам “обычными”, но на самом деле контроллеры проделали огромный путь. Впервые управляющее устройство, предназначенное исключительно для развлечения, было создано ещё в 1958-м году американским учёным Уильямом Хигенботэмом. Предназначалось оно для игры “Теннис вдвоём”, которая запускалась на аналоговом компьютере. В качестве монитора использовался осциллограф. Надо ли говорить о том, что и “контроллер”, сделанный целиком из алюминия, был жутко примитивным - под стать всей остальной технике.

Только со стартом продаж NES в 80-х годах прошлого века геймпады сделали первый серьёзный шаг эволюции к тому, что мы привыкли видеть сегодня. D-pad, указывающий направления и набор кнопок действия надолго стали общепризнанным стандартом - пока не появился контроллер Nintendo 64, в котором помимо упомянутого набора впервые появился аналоговый стик.

По сравнению с обычным D-pad’ом, способным фиксировать только состояние “нажато/ не нажато”, это был огромный скачок вперёд, ведь стик фиксировал не только все направления (а не 8), но и степень отклонения, от которой зависит скорость движения. Как утверждают историки видеоигр, именно об этом мечтал Сигэру Миямото, когда задумывал Super Mario 64 ещё в эпоху доминирования двухмерных игр.

Почему мы столь подробно останавливаемся на прописных истинах, наверняка известных многим? Потому, что именно изобретение стиков позволило создать наиболее компактное устройство полноценной пространственной навигации, а эта особенность обеспечила привычному нам геймпаду востребованность далеко за пределами игропрома.

В западной медицине широко используется программное обеспечение BodyViz, которое позволяет визуализировать 3D MRI и CAT-сканы человеческого организма. Генеральный директор BodyViz Курт Карлсон пришёл к выводу: самым простым решением для его софта будет обычный контроллер от Xbox. Практика показала, что вращать, увеличивать и даже пролетать сквозь виртуальную анатомию у хирургов получается лучше при помощи пада от X360 - даже клавиатура с мышью не дают таких результатов. И это ведь, между прочим, не игрушки, а подготовка к инвазивной хирургии.

Контроллеры находят себе применение и в оборонной промышленности. Тим Трейнер, вице-президент оборонного подразделения компании iRobot, выступает за то, чтобы геймпады завоёвывали себе место не только в гостинных. Pack-bot - робот по обезвреживанию взрывных устройств - ранее управлялся при помощи 20-ти (!!!) килограммовой ПКК - Портативной Командной Консоли. Потом в iRobot подумали, что консоль не очень-то портативная, и заменили её на ноутбук, к которому подключается DualShock от Sony или его аналог.

У мистера Трейнера - железные аргументы: “Ещё до того, как молодой специалист приходит в армию, у него уже сотни, если не тысячи часов опыта с игровым контроллером. В результате необходимое время обучения сводится к абсолютному минимуму”.

Любопытно, что некоторые компании пытались выпускать специальные контроллеры для армии. Каждый экземпляр весил как минимум в 3 раза больше оригинала, а стоимость исчислялась тысячами долларов.

Военные операторы в определённый момент эмпирическим путём выяснили, что даже обычные образцы достаточно прочны (конечно, ведь геймпад от PlayStation или Xbox может выжить даже после 5-ти - 6-ти проигрышей в Mortal Kombat), а в случае поломки стоимость замены составляет $25. С тех пор армия США стала предпочитать стандартный заводской DualShock и Xbox Controller.

Завтра на смену геймпадам может прийти виртуальная реальность. Калифорнийский Технологический Университет разрабатывает “систему естественного контроля”, в которой используется Oculus Rift и его пространственные контроллеры. Джефф Норрис, основатель лаборатории JPL при университете, заявляет: “Моя лаборатория часто черпает вдохновение в самых неожиданных источниках - например, в игровой индустрии. Затем эти технологии будут использованы при освоении космоса”.

JPL разрабатывает способы интуитивного контроля манипуляторов - механических “рук”, без которых ремонт и обслуживание объектов в открытом космосе просто немыслимы. В наши дни подобные манипуляторы управляются в основном при помощи классических контроллеров, однако Норрис утверждает, что VR превращает механический объект в продолжение собственной руки.

После таких технологий будущего даже как-то неловко напоминать о том, что ВВС США использует самый обычный геймпад от Xbox для управления некоторыми разведывательными и даже ударными дронами. Логика здесь даже очевиднее, чем у сапёров: у большинства операторов наиграны сотни часов в Call of Duty, где беспилотник - одна из основных наград за киллстрики (последовательности убийств). Это также помогает сократить время профессионального обучения до минимума. А ещё говорят, что CoD и все прочие видеоигры - это трата времени зря.

Также по теме