Всероссийский конкурс "Ты - киберкомментатор!" |

0

"Ведьмак" которого не было

Польский The Witcher мог выйти лет за 6 до одноимённой игры от CD Projekt.

"Ведьмак" которого не было
“Ведьмак” НЕ от CD Projekt - звучит дико? При этом всё же из Польши - интригует? Возможно, некоторые читатели истошно завопят “Баян!!!”, и они частично будут правы, ведь речь пойдёт о событиях аж 1997-го года. Однако сама история настолько любопытна, что нам не захотелось её пропускать. Тем, кто впервые слышит об этой теме, будет интересно узнать, что “альтернативная история” (вроде победившей Германии в Wolfenstein II) существует не только в играх, но и в реальном мире.

В Польше проживает достаточно известный геймдизайнер Адриан Хмеляж (Bulletstorm, The Vanishing of Ethan Carter), обладатель престижных британских наград BAFTA. В глубокой юности, задолго до People Can Fly, Хмеляж основал со школьным другом свою первую студию - Metropolis. Именно там в начале 1997-го года - за 6 лет до основания CD Projekt - началась работа над игрой под названием The Witcher.

Как и многие юноши в Польше, Хмеляж обожал “Ведьмака” Анджея Сапковского, которого уже тогда называли “польским Толкиеном”. Адриан Хмеляж общался с Сапковским лично - он регулярно встречал его на sci-fi конвенциях в конце 80-х и в начале 90-х годов.

“Я написал ему письмо, сказал, что мы хотим сделать игру. Он согласился” - вспоминает Хмеляж. У главы студии Metropolis (тогда ещё) сохранились все письма, и они подтверждают: именно Адриан Хмеляж - а не кто-нибудь в CD Projekt - придумал название The Witcher. До этого в английском языке аналога польского слова Wiedzmin физически не существовало.

Сапковский получил деньги - приличные по меркам Польши 97-го, смешные по международным стандартам - и замолчал. Хмеляж сначала подумал, что “автор предоставляет разработчикам креативное пространство”. Но затем, когда польский Толкиен проигнорировал несколько бумажных писем (электронную почту он вообще не признавал), создатель игры осознал: “Ему просто по#*№”.

“В те времена его вообще не волновали игры. Он, скорее всего, думал так: Мне обещают лишние деньги, а видеоигры всё равно никому не нужны, так что моего ключевого персонажа они не уничтожат, что бы они ни сделали. И я не виню его за это. В конце концов, умный ход: деньги он получил независимо от того, выйдет игра или нет. А она не вышла” - вспоминает Хмеляж.

Оригинальный “Ведьмак” должен был стать игрой в стиле action adventure с моральным выбором, взрослым сторителлингом и сложными персонажами. “Мы сфокусировались на том, чтобы создать 3D action-приключение для взрослых”.

“Я знаю что сегодня это звучит как смешное клише, но в 1997-м такие идеи ещё не были очевидными. Сложный моральный выбор, тёмные тона в повествовании - это тогда было редкостью. Но нас вдохновлял превосходный литературный первоисточник, и мы не имели права уронить планку качества” - припоминает Адриан Хмеляж.

Тот “Ведьмак” должен был стать именно action-приключением, а не RPG, однако элементы RPG тоже планировались. “Основная сюжетная интрига задумывалась линейной, однако в ответвлениях игрок получил бы право выбора. Спецспособности у Ведьмака были, их можно было апгрейдить при помощи получаемого ХР - так что да, без элементов RPG не обошлось. Но всё же нам более интересна была action и приключенческая составляющая”.

Графика была крайне важна на тот момент, и Metropolis смогла сделать невероятное, отказавшись от привычных пререндеренных локаций (Resident Evil, Alone in The Dark) и обеспечив динамическое 3D. “По тем временам всё выглядело просто блестяще. У нас даже был рабочий прототип - первая глава игры”. К сожалению, на сегодняшний день всё это утеряно. “Данные на CD не хранятся 100 лет. Мы попытались что-то восстановить, но потом поняли: нет, диски сдохли” - поясняет Хмеляж.

Всё, что осталось от “Ведьмака” студии Metropolis - это несколько скриншотов, предоставленных эксклюзивно изданию Eurogamer, переписка с Сапковским и сканы польских игровых журналов качества DIY, то есть “сделай сам”.

Почему “Ведьмак” от Metropolis так и не случился? Студия отхватила кусок, который не смогла прожевать. Поляки были вдохновлены коммерческим успехом двух своих первых игр - The Mystery of The Statuette и Teenagent, и поэтому взялись аж за 4 игры одновременно. Помимо “Ведьмака” был заявлен Catharsis и Human Blood, а также хорошо известный каждому олдфагу Gorky 17. Амбиции и размах - это хорошо, но не для студии, в которой работает всего 15 человек.

Несмотря на все проблемы, разработчики даже нашли издателя - TopWare, однако тот начал сомневаться в успехе проекта. Из-за чего сомнения закрались и в сознание самого Хмеляжа: как игра, базирующаяся исключительно на славянской мифологии, будет чувствовать себя на международной арене?

“Никакой драмы не было. Просто никто не стал сражаться за Ведьмака, и он умер” - констатирует его (неудавшийся) создатель.

Через год борца с нечистью попытались возродить. Как раз тогда и была доделана первая глава, однако на тот момент Gorky 17 считался основным проектом студии. Казалось бы, работать над “Горьким” оставалось - всего ничего, и все силы студии были брошены на это. Тем не менее, процесс растянулся на 9 месяцев, и про “Ведьмака” опять забыли. В 1999-м Адриан Хмеляж покинул Metropolis. Без него CD с альфа-кодом покрывались пылью и царапинами, визуал устаревал - стало понятно, что “Ведьмаку” не суждено увидеть свет.

Однако официальной отмены не было, и в теории Metropolis или Хмеляж могли бы ставить палки в колёса CD Projekt. Однако, как вспоминает сам создатель термина The Witcher, им не хотелось быть вредной собакой садовника из польской поговорки - такой, которая и сама ничего не ест, и другим не даёт.

Тем не менее, несколько позже в CD Projekt решили обезопасить себя. В 2002-м году была перекуплена лицензия The Witcher, ну а в 2009-м - сама студия Metropolis, целиком. На всякий случай, чтоб наверняка.

Конечно, сегодня все скрины из того “Ведьмака” смотрятся смешно и наивно, особенно для миллениалз (скоро новая зима, а значит - новый повод получить гангрену ступней, рассекая в низких летних носках). Однако для тех, кто в 1996-м году был подростком, играл в Wizardry и Tomb Raider, запоем читал Сапковского и мечтал “вот бы кто-нибудь додумался сделать RPG-приключение по Ведьмаку с офигенной графикой как в Томб Райдере!”, такой The Witcher стал бы истинной революцией сознания и переворотом мироздания как такового.

Также по теме