Всероссийский конкурс "Ты - киберкомментатор!" |

0

Что теперь означает термин "эксклюзив"

Глоссарий корпоративных уловок поможет разобраться в эксклюзивах, переставших быть эксклюзивами.

Что теперь означает термин "эксклюзив"
Когда вы росли, вы были Sega-боем или Nintendo-боем? Тем, кто вообще не знает, что такое “Пепси”, пейджер и MTV, зададим более актуальный вопрос: у вас была PlayStation 2 или оригинальная Xbox? Возможно, ответы на данные вопросы зависели только от стоимости приставки и соответствующего решения родителей, но суть не в этом. А в том, что раньше желания в плане выбора консоли на 100% диктовались тем, в какие игры хотелось поиграть.

В самом начале 90-х, когда термин “консольные войны” только появился, как у Sega Genesis, так и у Super Nintendo были внушительные портфели эксклюзивов, привлекавшие достаточно разную аудиторию.

В 1991-м система Genesis находилась на пике своего развития, и компания Sega выпустила Sonic the Hedgehog. Это ознаменовало собой начало новой эпохи: у эксклюзивных проектов Sega появился собственный флагман. Началась эпическая битва: ёж против сантехника.

Sega VS Nintendo - этот период был характерен тем, что эксклюзивы считались не просто каким-то там бонусом, пускай и важным. Эксклюзивы были ключевым фактором, определяющим развитие всей игровой индустрии. Игроки покупали (или просили купить) конкретное “железо” в поисках вполне конкретных игр. Консольная “война” только звучит страшно - никто ведь никого не убивает и не осаждает города. На самом деле это отличный механизм, подхлёстывающий здоровую конкуренцию.

Но сегодня всё изменилось. Термином “эксклюзив” разбрасываются налево и направо, приставляя к нему различные модификаторы. Слово затёрлось, замусолилось и потеряло львиную долю своего изначального смысла. Настолько, что на сегодняшний день без глоссария, освещающего все нюансы корпоративного использования злосчастного термина, уже сам чёрт ногу сломит. Мы решили помочь вам, да и - честно говоря - структурировать хаос в собственных сознаниях, ибо тонкостей действительно немало. Итак,

Глоссарий издевательств над честным термином “эксклюзив”

Эксклюзив - это самое простое. Игра пребудет в вечности на одной лишь платформе. Пример: Uncharted 4. Хотелось упомянуть ещё и Halo, но учитывая текущую политику Microsoft, культовый шутер может запросто появиться и на ПК.

Консольный эксклюзив - игра в определённый момент или даже на запуске выйдет и на ПК, но в том, что касается приставок, будет сохранять верность лишь одной системе всю свою оставшуюся жизнь. Пример подобной моногамии - Nier: Automata на PS4 (и на ПК).

Эксклюзив консольного запуска - игра выйдет на ПК и на одной конкретной консоли. Тем не менее, через некоторое количество времени эта же игра появится и на другой платформе. Пример: Rise of The Tomb Raider.

Эксклюзивный контент - игра выйдет в один и тот же день на нескольких платформах, но специфические DLC и часть внутриигрового контента будут доступны лишь на одной из них. Пример: Destiny.

Маркетинговая эксклюзивность - это уже интереснее. Игра выйдет в один и тот же момент на всех платформах, контент абсолютно везде будет совершенно идентичным. Но! В маркетинговых материалах будут использоваться корпоративные цвета и логотипы только одной платформы, сбивая с толку геймера и как-бы подсказывая ему: “Лучше играй у нас”, хотя никаких конкретных предпосылок к этому нет. Пример: американский футбол Madden.

Эксклюзив по предзаказу - некое количество внутриигрового контента (будь то карты, скины или оружие) выдаётся только лишь тем, кто оформил предзаказ. Пример: Wenja Pack для Far Cry Primal. Кстати говоря, здесь тоже происходит подмена понятий: как правило, жадные до денег издатели уже через пару месяцев начинают отдельно продавать этот же контент, так что технически об “эксклюзиве” речи идти не может.

Эксклюзив для ритейла - имеет отношение к DLC: часть контента выдаётся лишь тем, кто купил физическую копию игры у специфического ритейлера. Пример: ряд “плюшек” для Batman: Arkham Knight в GameStop.

Временный эксклюзив - смотри “эксклюзив консольного запуска”. Значение термина ровно то же самое, но он не столь выгоден с точки зрения маркетинга, так как не пытается запудрить потребителю мозги, а честно говорит ему: “Не пори горячку, потерпи немного. Скоро эта же игра выйдет и на твоей платформе”.

Рассчитываем на то, что с данным глоссарием ваша жизнь станет немного легче. Если разбираться в новейшей истории, следует отметить, что наибольшую ответственность за размывание классического понятия “эксклюзив” несёт компания Microsoft.

В ходе Gamescom-2014 корпорация заявила: Rise of the Tomb Raider станет эксклюзивом для Xbox на праздники-2015. Этот весьма смутный месседж поставил в тупик простых геймеров, игровые СМИ и даже магазины. Надо было как-то интерпретировать послание, а как - непонятно. Это сейчас, за прошедшие 3 с половиной года, мы привыкли к тому что эксклюзивы - не всегда эксклюзивы. А тогда люди уже бежали за Xbox ради одной только Tomb Raider.

В марте 2016-го Microsoft объявила о решении объединить Xbox и Windows 10 посредством платформы UWA - Universal Windows Applications. На Е3 в том же году компания запустила программу Play Anywhere: игры, купленные для Xbox One, стали запускаться на Windows 10. Таким образом, программа упразднила само понятие эксклюзивности проектов собственных студий Microsoft.

В этом году компания попыталась восстановить былой престиж термина “эксклюзив”, но дабы окончательно не вводить публику в заблуждение, пришлось добавлять к нему всяческие уже упомянутые нами приставки. В ходе пресс-конференции на Е3 2017, Microsoft показала 15 “эксклюзивов”. Из них 8 - “консольные эксклюзивы”, которые выйдут также и на Windows 10, а оставшиеся 7 - “эксклюзивы консольного запуска”. Они, соответственно, доберутся и до PS4.

Надо отметить, что и Sony тоже не без греха. Конечно, с такими брендами, как God of War или Horizon: Zero Dawn всё понятно. Однако месседж не всегда так кристально чист, как в этих двух случаях. Например, судьба Street Fighter V некоторое время была неясна. Потом оказалось, что продолжение культового файтинга выйдет не только на PS4, но и на ПК.

Когда-то у PlayStation и Xbox была разная архитектура. Теперь - абсолютно одинаковая (на базе х86). Сегодня издатели исходят из максимизации прибыли и гонятся за мультиплатформенностью, так что делайте выводы. Отныне вы вооружены глоссарием - не верьте больше слову “эксклюзив”, всегда проверяйте его на наличие подводных камней.

Также по теме