Всероссийский конкурс "Ты - киберкомментатор!" |

1

Битва за выживание: шутеры против геройских шутеров

В споре жанров рождается истина.

Битва за выживание: шутеры против геройских шутеров
В 2016-м году на международной геймерской сцене появился новый феномен - геройские шутеры. Если разобраться, полностью “новым” его назвать невозможно: идеи Team Fortress 2 живут и здравствуют уже давно, невзирая на свой приличный возраст. Тем не менее, на определённом этапе в голове сразу нескольких разработчиков зародилась одна и та же мысль - а что если взять неувядающую TF2, добавить к ней элементы популярных нынче МОВА, да ещё и замешать всё это на всеобщей мании комиксных героев, проникших в кинематограф?

Сказано - сделано: на горизонте, пыхтя всеми трубами, появилось сразу 4 флагмана. Overwatch, Battleborn, Paragon и Paladins. Судьба всех четырёх отлично известна, но небольшой экскурс в историю всё же не помешает. Начнём с несчастного детища 2К. Сложно сказать, что именно погубило Battleborn: практически одновременный релиз с Overwatch, слишком угловатые герои, примитивные даже для мультипликации, или затяжные, агонизирующие, несбалансированные ПвП-матчи, из которых нельзя выйти. Скорее всего, всё сразу.

2К попыталась, по образцу Evolve, сделать Battleborn бесплатным. Это обеспечило всплеск онлайна в несколько тысяч человек на пару дней, но не более того. Проект почил в бозе.

В случае с Paragon публика достаточно быстро поняла, что это на все сто процентов МОВА, в которой камера лишь по недоразумению спустилась с небес за спину персонажа. Paragon стал нишевым продуктом, не имеющим отношения к жанру шутеров - а значит, и к нашей теме.

Сегодня на сцене остался только нереально успешный Overwatch и соревнующийся с ним Paladins. Но тогда, в 2016-м, из-за сумасшедшего хайпа в СМИ могло показаться, что классическим шутерам теперь суждено прозябать в тени своих новоявленных геройских собратьев. Время показало, что это не так.

Соревновательные шутеры без ярких героев в стиле Marvel и DC чувствуют себя отлично. По CS:GO до сих пор проводятся крупнейшие в мире турниры, Call of Duty и Battlefield - самые продаваемые франшизы. Причём CoD - не только в своём жанре, но и во всех категориях видеоигр. Battlefield идёт в киберспорт, создавая режим 5 на 5 без респавна, в котором роли классов будут более ярко выраженными. В общем, жанр живёт и развивается - ни о какой тотальной доминации геройских шутеров и речи быть не может.

Следует отметить, что новомодный героизм наложил отпечаток и на традиционные FPS: классам стали уделять больше внимания, о чём, опять же, свидетельствует нынешний вектор развития Battlefield. Некоторые эксперименты заканчиваются провалом - например, LawBreakers, в которых прямо сейчас лишь порядка тысячи человек онлайн. Всего через месяц после релиза поиск матча стал занимать до 20-ти минут, не помогло даже громкое имя Клиффа Блежински, создателя Gears of War.

Однако есть и примеры того, как классы задумывались в качестве фундаментальной основы геймплея до всяких героических шутеров - Warface. Матч без медика - суицид, патроны без штурмовика кончаются за пару минут, все, кроме инженера возятся со взрывчаткой целую вечность. Ну и снайпер имеется, если для вас скилл превыше всего.

Ещё один плюс Warface - честный free to play. Игра особенно популярна в России, но даже западные аналитики признают, что ОР-пушек за донат, разрушающих баланс, в этом классовом шутере не встретишь. Кстати говоря, Warface - одна из официальных дисциплин конкурса, который Gmbox проводит совместно с телеканалом Т24.

Так что если вы не только любите пострелять, но и способны грамотно прокомментировать происходящее на экране, это может стать началом вашей новой блестящей карьеры. Главный приз конкурса - постоянная должность киберкомментатора на Т24 и поездка на Е3 2018 в солнечный Лос-Анджелес.

Иногда в жанре FPS встречаются уникальные сплавы идей, и здесь мы опять должны вспомнить Rainbow Six: Siege от Ubisoft. Вроде бы все центральные темы позаимствованы у CS:GO - 5 на 5, невозможность респавна, обезвреживание взрывчатки, защита заложников, реалистичные пушки без научно-фантастического налёта и т.д.

Однако у каждого оперативника есть “суперспособность” (основанная на реальном оборудовании, но невероятно мощная), которая запросто может изменить ход всего матча. Это уже напоминает Overwatch.

Таким образом, мы постепенно приходим к тому, что никакой “битвы за выживание” и нет вовсе, а есть нормальная здоровая конкуренция и даже некая взаимопомощь в плане эволюции всего жанра FPS в целом. Ну а тем, кто непременно пытается представить всё это дело в виде противоборства двух непримиримых сторон, стоит напомнить о таких вещах, как эстетика и особенности геймплея.

Первое не нуждается в объяснении. С одной стороны - серый городской камуфляж, реальные АК и М16, маскировка и отслеживание целей. С другой - бластеры и волновые пушки, и яркая, индивидуальная броня героев, в которой их видно за километр. Есть внушительная прослойка геймеров, не признающих Overwatch только из-за “мультяшности”.

Второе (геймплей) чуть посложнее, но тоже очевидно. В героических шутерах всё дело в композиции, взаимодействии и грамотном использовании умений - это они скопировали прямиком из МОВА. Ну а в классических FPS и даже в командных шутерах больше шансов проявить себя у волков-одиночек: здесь всё решает скилл, рефлексы на уровне спинного мозга и меткость с точностью до пикселя. Так что публика найдётся для всех типов шутеров - главное, чтобы сами игры были качественными.

Также по теме