1

Лутбоксы - азартные игры или кое-что похуже?

Платные предметы, влияющие на баланс в ААА-играх за полную стоимость - верный признак грядущего Апокалипсиса.

Лутбоксы - азартные игры или кое-что похуже?
Американская рейтинговая комиссия ESRB, неусыпно следящая за тем, чтобы опасные видеоигры не оказывали дурное влияние на несовершеннолетнее чадо, накануне заявила: лутбоксы не являются азартными играми. Нам хочется опровергнуть мнение ESRB, причём логика контраргументов будет железной и понятной всякому геймеру.

Прежде всего, открываем классическое определение. Азартные игры (jeux de hasard, “игры случая” с французского) - это игры, в которых выигрыш полностью или же в значительной степени зависит не от искусства играющих, а от случая. Уже тепло, не правда ли? А сейчас будет горячо, ибо имеется ещё и современное экономическое определение.

Заключение пари на деньги или на какую-либо материальную ценность на событие с сомнительным исходом с главным намерением получения прибыли или материальных ценностей. Вот теперь в яблочко! Предположим, вам позарез нужен Красный Свитер Силы, вы покупаете лутбокс (на деньги), РНДжисус кидает небесные кости… и вам выпадает Голубая Шляпа Интеллекта - исход сомнительный, желаемую материальную ценность вы так и не получили.

Не беда, попробуйте ещё раз. Лутбокс, великий рандом, ну же, вот сейчас, уже близко - но нет: Розовые Трусы Харизмы. А у вас их и так шесть штук в инвентаре, плюс на персонаже одни. Не успеете оглянуться - потрачены карманные деньги на две недели вперёд, и вот уже нестерпимо хочется украсть кредитную карточку у любимой бабули.

Таким образом, мы честно доказали, что лутбоксы - самые что ни на есть азартные игры, а работники ESRB могут и дальше кататься как сыр в масле, пересчитывая взятки от крупнейших издателей видеоигр. Кстати, некий достаточно известный ютубер Mack направил в Британскую комиссию по азартным играм следующий запрос: в большинстве стран легальный возраст для разрешённых рискованных активностей с денежными ставками составляет 21 год. Так почему же в сфере компьютерных развлечений это вообще никак не регулируется, и малолетние получают доступ к гэмблингу?

Комиссия не отвечала более месяца, после чего Mack сделал единственный возможный вывод (цитата): “Да им просто н@срать!”. В целом это было очевидно ещё после того, как аферисты, бывшие в центре крупнейшего скандала со скинами CS:GO, не получили тюремного срока или даже предписания выплатить крупные штрафы.

Окей, с этим всё понятно: лутбоксы = азартные игры. Но одно дело - проявлять неподдельное беспокойство по поводу окружающих, и совсем другое - подумать о себе любимом и о своём игровом опыте. Ведь расшатывание неокрепших детских умов - не единственный рандомный дроп, который может выпасть из лутбокса: есть и кое-что опаснее.

Рассмотрим три актуальных примера в хронологическом порядке. Первый - и так получилось, что самый безобидный - это Destiny 2. Наверное, многие помнят скандал с шейдерами. Если нет, то вот вкратце его суть: в первой Destiny “раскраски” были постоянными вещами. Если, скажем, пушка ломалась на крафт-компоненты, скин с неё можно было снять, и неограниченное количество раз использовать где угодно.

В Destiny 2 шейдер - сугубо одноразовая субстанция: покрасил - пропала. И, разумеется, Activision не отказала себе в удовольствии ввести скины за реал. Однако, как нам кажется, особого криминала в этом нет, если вы - уравновешенный человек. Платная косметика в играх присутствует уже давно, и с этим надо смириться.

Потенциальная опасность, конечно, есть. Представим себе сумасшедшего школьника, который даже всю бесполезную “синьку”, с которой он пробегает от силы минут 30, красит в нужные ему цвета. А так как цвета эти продаются исключительно по рандому, единственный способ получить достаточное количество своих любимых - украсть у родителей кредитную карточку. Да, прискорбно, однако это хотя бы не влияет на внутриигровой баланс Destiny 2.

Следующий пример - вышедшая на днях Middle Earth: Shadow of War. Скажем прямо: если воспринимать игру как чисто сюжетный опыт для одного игрока, всё у вас будет хорошо. Ну а если вам вдруг захочется погрузиться в пучину “косвенного” мультиплеера, то в толще тёмных вод вы обнаружите - да, да, как в советской электронной игре “Тайны Океана”. Лутбоксы.

Дело в том, что в Shadow of War имеется режим захвата крепости другого игрока. Конечно, лицом к лицу столкнуться не удастся. Вместо этого вы со своими верными урук-хаями будете сражаться с теми орками, которых выставил на защиту обороняющийся. В чём подвох? На средненьких орков можно десятками часов гриндить в самой игре - а можно за считанные секунды (за реал, конечно) покупать хоть и рандомных, но самых мощных представителей орочьего племени в золотых сундуках.

Ну а теперь - самое обидное. В казуальном мультиплеере ваши павшие орки, с которыми вы плечом к плечу шли на штурм, респавнятся в конце матча. В рейтинговом - умирают. Насовсем. Finita la commedia. Очень легко представить себе какого-нибудь европейского “кита” (игрок, покупающий все товары за реал в игре, мечта каждого издателя), который будет вкачивать тысячи евро в золотые сундуки с орками, лишь бы его неприступная крепость оставалась на вершине турнирной таблицы. Ему - слава и почёт, ну а нормальным игрокам, посчитавшим, что 4-х тысяч за саму игру уже достаточно - наша любимая фрустрация.

Напоследок - Star Wars: Battlefront 2 с её “звёздными карточками” (стоит ли добавлять “из лутбоксов за реал”, или и так понятно?). Если в новой Middle Earth мультиплеер можно запросто игнорировать, то здесь - никак. Всё-таки это игра от Dice: кинематографичная кампания займёт от силы часов 7-8, ну а дальше надо погружаться в ПвП-баталии хотя бы часиков на 120. И вот здесь рядового игрока, который вообще-то не во free to play пришёл, может ждать разочарование.

Звёздные карточки - коварная вещь. Карты среднего и высокого класса можно крафтить из обломков дубликатов, но высшего - угадайте что!? - правильно: выпадают только из сундуков. Между тем, карточка может вылечить вас, может моментально восстановить щит, а есть и те, которые существенно увеличивают мощность оружия. В ПвП-мультиплеере. В игре, которая на консолях сама по себе стоит 4000+ рублей, без всякого доната.

Правильно говорят бабули у подъездов: “Последние времена наступают”. Хорошо хоть в эпоху Battlefield 1 EA не додумалась до столь гениальных коммерческих ходов. Electronic Arts, якобы, “прислушалась к игрокам”, и собирается пересмотреть систему лутбоксов Battlefront 2. Но посмотрим, что будет через месяц - на релизе.

Всему виной “костюмы”. Бизнесмены, за всю свою жизнь не игравшие ни в одну игру, но получившие МВА в сфере “Как наиболее выгодно портировать социальную несправедливость обычной жизни в мир виртуальных развлечений”. Мы радуемся тому, что феномен видеоигр выбрался из тёмного подвала, тому, что теперь над проектами работает не два-три человека от силы, цветов стало больше 4-х, а вместо надсадно пищащего PC-speaker’а появилась нормальная речь.

Однако тотальная коммерциализация - обратная сторона сверкающей медали, и с этим ничего не поделаешь. Бороться с лутбоксами - всё равно что приказывать звёздам переставать гаснуть, или галактикам - разлетаться в разные стороны, увеличивая объём вселенского вакуума.

Также по теме