0

Взгляд "кита" на микроплатежи, лутбоксы и карточки

Взгляд "кита" на микроплатежи, лутбоксы и карточки
Глобальная тема последних двух недель - микроплатежи в играх - нуждается в логическом завершении. Точка зрения обычных геймеров уже известна, всевозможных экспертов и даже самой игровой индустрии - тоже. Осталось только понять, что о микротранзакциях думают те, кто поддерживает жизнеспособность данной бизнес-модели - “киты”. Eurogamer пообщался на эту тему с Дэвидом “Siigari” Пицем, 34-х летним стримером из штата Орегон, США. Siigari известен тем, что ещё в далёком 2014-м году одним из первых сам назвал себя “китом”. Итак, без дальнейших отлагательств перейдём к интервью западных коллег.

- Чем зарабатываете на жизнь?
- Несколько лет назад был диджеем, теперь - аудиоинженер. В основном работаю на рестораны и на компании, занимающиеся лайв-переводом. Пресс-конференции, презентации и так далее.

- Вы бы назвали свой заработок выше или ниже среднего?
- Мне вполне хватает, чувствую себя комфортно.

- А сколько вы уже потратили на микротранзакции и лутбоксы?
- За последние 5 лет сумма уже исчисляется в десятках тысяч долларов.

- Вас интересуют конкретные игры или сразу многие?
- Играю во что играется. Как надоест - прекращаю. Вот недавно начал играть в мобильный проект под названием King’s Raid. Это такая гриндилка в стиле анимэ. Нашёл достаточно активное коммьюнити на Твитче, и уже на третий день начал тратить. Когда только установил, думал: “Ну всё, в это точно буду играть бесплатно”. Ага. Не вышло.

- При выборе игры для вас важно, чтобы было активное сообщество?
- Ну разумеется. У игры должен, скажем так, прослеживаться пульс. Очень неприятно, когда вложил деньги в проект, а он - бац! - и умер на следующий день.

- Судя по вашему АМА, вы в основном предпочитаете мобильные игры. А как “кит” смотрит на ААА-проекты?
- Начнём с того, что, называя себя “китом” в те времена, я ещё не совсем разбирался в термине. Сегодня, когда речь идёт о “китах”, подразумевается охота на великого Моби Дика. Есть люди, которые реально тратят миллионы долларов на микротранзакции. Чёрт, да я сам одного такого знаю! Я с этим конкурировать не могу.

Отвечая на ваш вопрос - ААА-игры это не совсем моё. Я пробовал Overwatch, пробовал Hearthstone. Вообще я предпочитаю коллекционные игры. И в глубоком детстве, и подростком я залипал в Magic The Gathering. Именно по этой причине особого оптимизма в момент выхода Hearthstone у меня не было: я не собирался с головой погружаться в этот проект, так как уже отлично знал, во сколько на самом деле обходятся карточные игры.

- А вы бы поместили карточные паки в ту же категорию, что и лутбоксы?
- Ну да, скорее всего. Хотя с карточками определить свои шансы чуть проще. Предположим, в паке - 200 карт. Из них, возможно, 40 редких. Среди этих редких - 5 хоть сколько-то стоящих, то есть имеющих шансы войти в игровую колоду. В общем, я точно знаю, что в основном получу массу крэповых дубликатов, но так работает система. Никто не пытается меня обмануть, я с самого начала знаю, что точно не получу сразу 200 сногсшибательных карт.

- На какую игру вы потратили больше всего?
- Достаточно долгое время играл в некую Atlantica Online. Не менее $5000 на неё потратил.

- А что вас вынудило расстаться со столь приличной суммой?
- Ну это просто супер-соревновательная игра, классическая ММОRPG. Чтобы хоть чего-то добиться, там надо постоянно “плюсовать” оружие. Два ружья нулевого левела - ружьё первого.

- То есть речь идёт об апгрейдах?
- Да. Когда дело доходит до крафтинга и прокачки, начинаются сложности. Ружьё +2 делается из четырёх, +3 уже аж из восьми, и так далее. Всё это становится жутко дорогим. Пытаешься найти путь подешевле, но кругом сплошной рандом, и нужные вещи приходится покупать. Я играл с друзьями, и мне нравилось быть самым сильным. Я любил надирать всем задницы, а надирать задницы - удовольствие не из дешёвых в Atlantica Online.

Закончилось всё некрасиво. Я вступил в полемику относительно содержимого очередного платного лут-дропа с разработчиком, и в конечном итоге меня забанили, невзирая на все траты и на то, что на счету ещё оставалось прилично денег.

- Сколько времени вы уже тратите деньги на микротранзакции?
- Лет 5. А может и 7, уже не помню. Скорее всего, я начал тогда, когда этот тренд действительно смог развиться на мобильных платформах, то есть году в 2010-м - 2011-м.

- И с тех пор расходы только растут?
- Не вдаваясь в подробности - да. Однако у меня есть некие внутренние лимиты, и я стараюсь их не превышать. По крайней мере, в долговую яму из-за микроплатежей я ещё не попал.

- Оказало ли это негативное влияние на вашу жизнь - с партнёрами и т.д.?
- Моя девушка (а ныне жена) говорила так: “ты тратишь СКОЛЬКО на всё это?!” и даже “это отвратительно”. Однако она сама играет в мобильные игры, и я сумел ей всё это как-то объяснить. В конце концов, почему нельзя тратить на то, что действительно нравится?

- Вы сами говорили, что сейчас рамки понятия “кит” размываются. А вы всё ещё считаете себя “китом”?
- К сожалению, сейчас у этого термина появилась негативная окраска. Якобы “киты” тратят как сумасшедшие. Да, я расходую реальные деньги, но в пределах разумного. Я ни в коем случае не влезу в стотысячный долг.

При этом давайте на чистоту: я не обвиняю тех, кто тратит безумные деньги. Всё в этом мире относительно, всё зависит от свободной части доходов. Вы зарабатываете миллионы долларов или у вас изначально есть миллионы долларов, и вам захотелось потратить сто тысяч на любимую игру? Вообще никаких проблем, ничего дурного в этом не вижу.

Да, лично мой мозг ломается на таких суммах, но для некоторых людей это, может быть, сдача, завалявшаяся в кармане. Разумеется, многие будут ныть по поводу баланса, но человек волен делать со своими деньгами всё, что ему взбредёт в голову. Так что если вы почувствовали, что в какой-то конкретной игре вам житья нет от донатеров - это ваши проблемы. Просто уходите из этой игры.

Ну а насчёт того, зову ли я себя до сих пор “китом”? Ххах, у нас теперь есть новый термин - “дельфины”. Я скорее “дельфин”.

- Давайте остановимся на вопросе баланса. Вы сами говорите, что есть такие люди, которых вам лично никогда не догнать. Делает ли это некоторые игры несправедливыми?
- Тут я бы хотел сказать про лидерборды. Это гениальный механизм давления, вынуждающий людей тратить деньги. Сначала он работает деликатно: сама игра подбрасывает вам бесплатный шмот, лут, героев - да что угодно. Вы продвигаетесь естественным образом, но затем упираетесь в стену. Тут уже тон меняется на “вот вышел новый имба-герой, а ну-ка потрать на него все свои деньги!”.

Отвечая на ваш вопрос о справедливости - и да, и нет. Тут важен баланс уже экономического характера: если в игре физически невозможно сделать хоть что-либо без магазина за реал - это тупик. А если кэш-шоп лишь позволяет ускорить развитие и стать на строчку выше своего соседа - это уже на усмотрение каждого. Я лично трачу именно не когда меня вынуждают, а когда мне предоставляют такую возможность.

- Неизбежный вопрос, который сейчас задают всем: лутбоксы - это азартные игры?
- Разумеется! Когда работяги в Вегасе дёргают за ручку “однорукого бандита”, у них появляется особое чувство - вот за этим чувством в мозгу геймера и гонятся разработчики. Это как американские горки: когда вы проигрываете, вы обязаны ощущать себя максимально отвратительно. Когда выигрываете - быть на вершине мира, и никаких умеренных эмоций. Вжух! Визуальные эффекты, звёздочки, фанфары! Из сундука выпал крутой айтем, и это воздействует на уровне биохимии, прямо на наши дофаминовые рецепторы. Проще говоря, это превращается в наркотик. Всё крайне серьёзно.

Поэтому напоследок хочу дать совет начинающим ответственным “китам” и “дельфинам”: никогда не привязывайте свою основную кредитку к внутриигровым покупкам. Покупайте на фиксированную сумму единичными платежами валюту игры, кристаллы и т.д., и не выходите за этот лимит на протяжении месяца. Иногда люди, у которых главная кредитная карточка напрямую привязана к игровому аккаунту, думают “ну что такое скин за $10? Ерунда!”. А потом они обнаруживают, что на их банковском счёте - $0.

Также по теме