1

Рецензия на Elex

Рецензия на Elex
Представьте себе доисторические времена - нет, неандертальцы с каменными топорами и египтяне с их мумифицированными кошками это слишком далеко. А вот “Готика”, вышедшая задолго до первого “Ведьмака” - в самый раз. Не столь заросшие мхом-лишайником олдфаги могут также помнить Risen - вполне сойдёт. Так вот: германская студия Piranha Bytes решила укусить ещё раз. Что из этого получилось - blast from the past или всё же нечто иное?

Лор из миксера

Прежде всего, о лоре Elex: уж этим игра точно отличается от всех остальных. Давненько германцы не брали в руки пера, и они решили посмотреть - а чего там популярного в сфере RPG выходило за последние 12 лет? Ясно, что нашли потомки древних готов: Skyrim, Mass Effect и Fallout. Ничтоже сумняшеся, прилежные немцы решили собрать всё воедино - у себя, в своей обновлённой “Готике”.

Итак, на планету Магаллан (некий аналог Земли) падает комета, и практически полностью уничтожает цивилизацию. Единственный плюс - она приносит новый источник энергии под названием элекс. Он-то и вызывает раскол в обществе. Берсерки из Skyrim считают, что от технологий надо отказаться, и следует положиться на магию, трансформируя элекс в ману. Клерики, наоборот, заперлись в hi-tech цитадели, понастроили роботов и используют энергетическое оружие, работающее на элексе.

Ну а Бандиты из Fallout просто обгладывают кости полумёртвого мира, применяя голубое вещество с кометы в качестве мощного психотропного вещества, в просторечии наркотика. В теории всё звучит просто замечательно, однако…

Извольте обнимать деревья!

Формально, в игре присутствует свободный выбор фракции. Фактически - нет. Придётся начинать с Берсерками, которые бережно восстанавливают матушку-природу. Что? Вам не очень нравится фэнтези? Вам бы сразу к футуристичным Клерикам или к постъядерным Рейдерам? А это никого не волнует. “Я сказал, Готика и псевдо-Skyrim!!!” - как отрезал главный сценарист Piranha Bytes.

У леса гринписовских Берсерков есть одно достойнство - он, по крайней мере, выглядит как условно-современная игра. Нет, вы конечно можете, очертя голову, сразу же податься в пустыню к Outlaws. Но сначала вы будете грустить по поводу того, что её импортировали с PS3, а затем столкнётесь с тем, что почти на каждом первом мобе - черепок, то есть убивает он вас с первого раза.

Кто-то сейчас возопит: “Графодрочер! Полный казуал!”. Поверьте, нет. Но у всего должен быть свой предел, и пустыня с Xbox 360 или PlayStation 3 - это как раз та черта, где данный предел пересекается.

Хардкор, олдскул и бюргер с топором

Не скрою: я лично годами следил за этой игрой (когда-то оценил первую “Готику”) и даже ждал, как буду играть за Outlaws или хотя бы Клериков. И только теперь я понял, почему - опять же, годами - на всех игровых выставках билд демо-версии Elex был взят далеко за середину игры. Гранатомёты, энергетические винтовки, бензопилы? Большинство геймеров этого никогда не увидит.

Первые 10 - 11 (!!!) часов геймплея вы - наивный бюргер в кожаной рубашечке, которая ни от чего не защищает. Из оружия - ржавый топор да хреновый лук с вечным дефицитом стрел. Skyrim, Destiny 2, Tomb Raider, Divinity 2 - многие игры обожают ткнуть геймера лицом в грязь. Но только Elex методично возит по этой грязи 10 часов. “Спасибо” тебе, Elex.

Далее. Неочевидные квесты “под олдскул”. Иногда какая-нибудь невнятная опция диалога приводит к тому, что вас атакует в целом мирный NPC. У него над головой конечно же тоже черепок - “не влезай, убью с первого раза!”. И вот вы уже на экране нечеловечески долгой загрузки с квик-сейва, который был сделан за 2 метра от места гибели. Гарантирую: самые нетерпеливые раздолбят контроллер к чертям.

И не надо обвинять рецензента в чрезмерной казуальности: совсем недавно я испытывал чистейшей воды восторг по поводу Divinity Original Sin 2, хотя там тоже сплошной олдскул, и одна недостаточно куртуазная фраза, брошенная королевским огненным слизням, запросто может превратить вас в горстку пепла. Просто надо разделять добротный олдскул и странные геймдизайнерские решения в плане темпа игры и много чего ещё.

Знакомьтесь: Джакс

Ещё один момент, который Piranha Bytes усиленно обходили в ходе создания игры - редактор персонажа. Теперь понятно, в чём дело: его просто нет. Если вы, как нормальный мачо, хотели на протяжении 60 - 120 часов наслаждаться зрелищем кастомной квази-корейской девочки с необъятными бёдрами и осиной талией - забудьте.

Предположим, вы тоже годами следили за промо-роликами Elex, и думали, что вот этот дженерик-мужик, которого можно запросто слепить в любом 3D-редакторе - это просто плэйсхолдер, то есть временная модель, созданная лишь для того, чтобы до поры не раскрывать интригу ключевых (или кастомных) персонажей. Но, опять же, нет.

Джакс - это всё, что у вас есть. Бывший командир Альбов - абсолютно злая фракция, за которую нельзя играть - начисто лишён эмоций. Это происходит со всеми Альбами вследствии промывки мозгов элексом. В смысле, веществом, а не самой игрой.

В общем, Джакс нормально смотрелся бы на родине Piranha Bytes - в Германии. Эдакий Klempner, водопроводчик, который может “починить” не только раковину, но и несколько закупорившуюся половую жизнь домохозяйки возрастной категории 45+. Однако на главную роль в эпической РПГ Джакс, имхо, не тянет.

Проблески надежды

Пришло время собирать камни. Если у вас есть 120 часов свободного времени и для вас не существует ни Мордора, ни Древнего Египта, ни последнего Города, захваченного инопланетным Красным Легионом, ни Америки, оккупированной нацистами - вы раскусите железобетонное ядро Elex.

После каких-то там часиков 15-ти бессердечных унижений вы начнёте наслаждаться нелинейными квестами, изменяющимися взаимоотношениями фракций, личным прогрессом с NPC-напарниками и технологическими достижениями старой цивилизации. Да что там старой! Высокотехнологичная футуристическая энергоброня Клериков а-ля Mass Effect даже позволит вам умирать не с одного, а с двух с половиной ударов лесных кабанчиков, что является неслыханной роскошью. Но хватит ли у вас терпения добраться до всех этих благ?

+ Убеждённые непробиваемые поклонники “Готики” могут прибавить 1,5 - 2 балла к финальной оценке
+ Нелинейные квесты и возможность реально повлиять на окружающий мир (взаимоотношение фракций, NPC и т.д.)
+ Вертикальная архитектура мира. Джетпак позволяет находить секреты и неожиданные выходы из ситуаций, в том числе квестовых

- Невозможность изначального выбора фракции, катастрофически низкий темп развития персонажа
- Наследники кабанчиков “Готики”, убивавших с 2-х ударов в любой броне на любом уровне сложности, никуда не делись
- Наименее харизматичный главный герой за последние 10 лет истории игростроя, отсутствие редактора персонажа

Оценка: 6,7 из 10

Также по теме