0

Spintires Mudrunner: курорт с целебной грязью

А что это у нас тут такое под толстым слоем глины? GOTY.

Spintires Mudrunner: курорт с целебной грязью
Нет, всё-таки странная была аристократия в России до 1917-го года. Всё норовили уехать куда-нибудь в Баден-Баден, в Германию или в Швейцарию, на воды и целебные грязи. А всего лишь-то надо было преисполниться патриотизма да взглянуть на Сибирь: вот уж где и грязи, и воды столько, что любая Швейцария нервно курит в сторонке. Власти СССР можно критиковать сколько угодно, но кое-что они понимали отлично: для освоения всего этого “курортного” потенциала требуется поистине зверская техника. Сказано - сделано. КрАЗы, Уралы, Камазы, УАЗы и прочие детища монументальных советских КБ отправились покорять необъятные пространства.

Бегущий по лезвию грязи

Сначала хотелось назвать Mudrunner специфической нишевой игрой, которую поймут только на территории СНГ (успех оригинальной Spintires, честно говоря, немного подзабылся), но затем обновлённый шедевр вновь вырвался в топ продаж Steam. Получается, что советские монстры сумели покорить даже тех, кто их ни разу жизни в глаза не видел. Не говоря уже о том, чтобы посидеть в кабине.

С чего начать восторженный рассказ о Mudrunner? Наверное, всё же с испытания “Навестите бабушку”, которое точно растопит даже самые холодные пост-советские сердца. Навестить бабулю - какое ж это испытание? А вот такое: не ждите привычного Камаза или Урала - вас посадят за руль легендарного Запорожца. Не копии Fiat 500, а следующего автомобиля, который Запорожский Автозавод делал уже самостоятельно.

Ехать на нём надо по классическому просёлку сибирской глубинки, то есть по адовому месиву из глины, непонятной грязищи и воды. Скорость движения - в лучшем случае 3 км/ч, движок работает на пределе, грязи - по радиатор и выше. Ручаюсь, такой красоты вы в жизни не видывали.

В Mudrunner лучшая физика глины и почвы за всю историю игростроя, никакая Battlefield 1 с её скучными воронками и рядом не валялась. Окзавшись за рулём тягача от ракетного комплекса С-300, вы в первый раз будете прокладывать маршрут через леса, болота и пригорки по карте. Ну а во второй - скажем, на КрАЗ’овском лесовозе - можно уже ехать по собственным следам. Будьте уверены - они никуда не пропадут, ведь после грузовика, “привыкшего” к баллистическим орудиям смерти, остаётся не просто примятая травка.

Сплав тотального хардкора и неспешного релакса

Странная амальгама, но разработчикам Mudrunner удаётся сочетать несочетаемое. Для того, чтобы прочувствовать всё в полной мере, настоятельно рекомендую играть на хардкоре. Всё в порядке: это совет от человека, который терпеть не может Dark Souls. Иначе говоря, на хардкоре Spintires становится интереснее, а не сложнее.

На казуальном уровне сложности можно никогда не отключать блокировку дифференциала и полный привод, а про лебёдку вспоминать лишь в крайнем случае. Каждую карту вы будете проходить часа за полтора - два, практически не столкнувшись с достойными испытаниями. На casual грузовик даже с последней единицей “здоровья” ведёт себя безукоризненно - едет прямо, мотор не глохнет и т.д. Разве это интересно!?

То ли дело - хардкор. Ракетный тягач может самостоятельно выбраться даже из самого ужасного болота, но увидев показатель потребления топлива “41 литр в минуту” вы сами взревёте, словно мотор восьмиколёсного монстра. Да, горючку купит условный завхоз, но доставлять её на бензовозе до заглохшего тягача придётся самому.

В Mudrunner идеальная физика, так что смотрите, как бы жадность не сгубила фраера. Можно, конечно, взять цистерну на 3200 литров горючего и никогда больше не заезжать на заправку, но сам бензовоз с таким грузом будет добираться до жаждущих собратьев тысячу лет.

Урал, перегруженный лесом, может перевернуться даже на невинном пригорке: центр тяжести-то куда выше! Лебёдка творит чудеса, но поставленный на ноги грузовик придётся ещё и чинить. Получается увлекательный микроменеджмент по горло в грязи, а на casual бензовозы и ремонтные машины тупо ржавеют в гараже, словно СССР распался только вчера.

Мультиплеер и национальный колорит

С товарищами обновлённая Spintires становится ещё интереснее. Можно забыть о том, что страна требует леса, и устроить ралли на пересечённой местности (с максимальной скоростью 15 - 20 км/ч), или вообще всем погрузиться на УАЗы и поставить перед собой амбициозную цель: например взобраться на скалистую гору, где и лебёдкой зацепиться практически не за что.

Но и нормальный геймплей, подразумеваемый разработчиками, в компании не только веселее, но и эффективнее. В сингле вы можете взять с собой на прицепе только один грузовик. В мульти никто не запрещает составить конвой со всем необходимым: кран-погрузчик, лесовоз, ремонтный грузовик, бензовоз. Как раз 4 человека.

Про топ продаж в Steam я уже упоминал, но игра лучше всего раскроется именно перед российскими игроками, которые в курсе некоторых национальных тонкостей. Например, на отдельных картах есть КПП со шлагбаумами: пустые грузовики пропускают, с лесом - ни-ни. При этом данные пропускные пункты можно объехать буквально в 50-ти метрах - мееедленно продираясь через глухие заросли.

Жуткий треск кустов и подлеска, рёв моторов, разлетающиеся в испуге жаворонки - а на КПП якобы ни сном, ни духом. Даа, губернатору автономного округа, в котором происходят события Mudrunner, явно грозит отставка по прямому указанию федерального центра. За разбазаривание необработанного леса-кругляка куда-нибудь в Китай.

Консольщик в ватнике и с “Беломором” в зубах

Здесь хотелось бы сказать пару слов об основных отличиях Mudrunner от оригинальной Spintires. Игру основательно причесали для консолей. Интерфейс по прежнему не блещет интуитивностью, но он стал куда лучше. По крайней мере, погрузка брёвен при помощи крана превратилась из адской пытки в увлекательный элемент геймплея.

Предупреждаю ветеранов сразу: в консольной версии разработчики вновь вернули игру в советскую эпоху, а это значит - никаких популярных модов, выбивающихся за рамки тематики, вроде лесозаготовок Висконсина (США), Peterbilt’ов и старых Land Rover’ов.

Всего шесть карт (пускай и огромных), советские грузовики, УАЗы - это пока всё, что есть. Маловато будет, как говорил один персонаж советского мультфильма. По крайней мере, на PS4 Pro поддерживается 4К: можно насладиться небывалой красотой тайги без туч комаров и прочего дискомфорта.

Нет, уж лучше вы к нам - на Колыму

Шесть карт на хардкоре, 4 часа каждая, получается 24 часа. Сутки - действительно, не так уж и много по современным меркам. В мультиплеере без сыгранной команды делать нечего: всё это превратится в разброд и шатание. И здесь приходится столкнуться с актуальным вопросом реиграбельности.

К Mudrunner не помешало бы прикрутить внутреннюю экономику, как в Euro Truck Simulator 2. Или - чёрт с ними - лутбоксы. Взгляните на нашего героя, честного водилу. Кепка аэродром а-ля мэр Лужков, двухнедельная щетина, волосатые руки. Да ему б не помешал легендарный спортивный костюм Nikee или даже эпический золотой Abibas!

Если серьёзно, игре действительно не повредил бы какой-нибудь дополнительный стимул возвращаться в неё вновь и вновь. Да хоть элементарные онлайн-лидерборды с уведомлениями. NagibatorXXX79 в общей сумме уже доставил 5800 брёвен - неужели вы позволите ему доминировать!? Вперёд, в тайгу, к новым трудовым подвигам.

В любом случае, даже без всяческих надстроек, Mudrunner в своём простом первозданном виде - не побоюсь этого слова, шедевр. Игра крайне удачно эксплуатирует неосознанную иррациональную тоску офисного планктона по “нормальной” работе (в которой наверняка куча своих проблем, но это остаётся за рамками Spintires). После 8-ми часов непрерывного стучания по клавишам сесть за larger-than-life руль КрАЗ’а - это как раз тот самый релакс, который продвинутый психолог смело может посоветовать любому перегоревшему работнику псевдо-интеллектуальной сферы.


+ Объективно (и субъективно) лучший offroad-симулятор всех времён и народов
+ Моментально узнаваемая техника советской эпохи
+ Крайне серьёзная и детально проработанная физика, на которой построен практически весь геймплей

- Над интерфейсом оригинальной Spintires хорошо поработали, но он всё ещё далёк от идеала
- Потенциально низкая реиграбельность. Нет внутренней экономики, лутбоксов, наград, лидербордов и прочих современных механизмов, заставляющих возвращаться снова и снова
- Полное отсутствие медиа-контента: игра весит всего 1,6 Гб, а ей бы не помешал мат-перемат водителя, видеоролики с историческими сведениями о грузовиках и что-нибудь ещё в этом роде

Оценка: 9,5 из 10


Также по теме