0

Pay to win и 60 долларов: мрачное будущее гейминга

Pay to win и 60 долларов: мрачное будущее гейминга
Представьте себе ситуацию: вы заказали коробку передач для своей видавшей виды, но всё ещё бодрой праворульной Toyota, а вам прислали… бампер для Lada Granta. И вы ни на кого не жалуетесь - ни на “Почту России”, ни на AliExpress, ни на горькую судьбинушку - ибо это новая норма. Смешно? Было бы смешно, если б не было грустно. Ведь именно так на данный момент выглядит будущее гейминга.

Автомобильный пример я привёл не зря. В свежей Need for Speed апгрейды для машин представлены в виде случайных карточек. Не нравятся новые тормоза, слишком низкий рейтинг? Не проблема: откройте с десяток сундуков - авось и выпадут подходящие. Кончилась внутриигровая валюта? Не беда: разуйте глаза, вот же магазин за реал. И куда вы только смотрите!

Ранние корейские ММО, первопроходцы “обидных” коммерческих моделей, были намного честнее. Предположим, вы - сугубо танк, без всяких твинков, и “Легендарный Лук Ловкости Дракона” вам даром не сдался. Ну так и не покупайте его: вот рядом лежит “Эпический Меч Силы Тигра”, всего 899 рублей, +100 к урону, + 200 к защите. В общем, то, что нужно. Айтем-шоп, а не однорукий бандит.

Современные игры пошли куда дальше: они привязали к относительно честной коммерции самую подлую азартную модель, пришедшую к нам из прокуренных клубов начала 2000-х с геологическими названиями. Просто купить нужную вещь больше нельзя: извольте раскручивать рулетку азарта, каждый раз расставаясь с существенной денежной суммой.

Наивные геймеры полагают, что коллективные действия могут что-то изменить в этом прагматичном мире. Вот вам, пожалуйста, мини-победа: ЕА принесла свои извинения, и временно отключила саму функцию продажи лутбоксов в Star Wars: Battlefront 2. ВРЕМЕННО, о чём написано в официальном сообщении от самой компании. То есть это пройдёт, как беременность в одной из популярных песен постсоветской эстрады. Сундуки вернутся после показной “ребалансировки”.

А теперь вспомните, что было несколько лет назад с феноменом DLC. Совершенно такой же массовый психоз. Геймеры возмущались: “Почему от уже готовой игры отрезаются куски, консервируются, и продаются нам через полтора месяца за треть стоимости оригинального продукта!?”. Подписывались петиции, предпринимались коллективные попытки бойкота продаж и т.д.

Чем всё закончилось? Сегодня какой-нибудь редкий олдфаг нет-нет да и вздохнёт по поводу DLC, но для основной играющей массы населения “загружаемый контент” - это уже норма. Малышева в восторге, корпоративные оверлорды потирают руки. Они уже предвкушают, как после первоначальной волны гнева пипл схавает (уж простите мне жаргон 90-х) и лутбоксы.

Вы думаете, ЕА - уникальная “империя зла” и всё в этом роде? Нет. Пугает то, что это массовая корпоративная тенденция. В определённый момент контроль над игровой индустрией перешёл от гиков, рубившихся на Atari на чердаке у бабушки, к бессердечным выпускникам самых престижных бизнес-школ США и Британии, которые в жизни ни во что не играли, зато о максимизации прибыли расскажут спросонья в 3 часа ночи. И это начинает в полной мере ощущаться только сегодня.

Фантазии? Факты. Только факты, и ничего кроме. Недавно Rockstar дала сбивчивые объяснения, почему же мы так и не увидели ни одного сюжетного дополнения к GTA V. Там было немало псевдоинтеллектуального бреда про “целостность”, “завершённость”, “масштаб” и “трёх полноценных протагонистов”, но среди всего это проскользнул один легитимный аргумент. Команда была занята разработкой “экспериментального” онлайн-режима.

Потом уже выяснилось, что “эксперимент” приносит больше - не то чтобы любого DLC, а и практически любой игры - тоже. Судьба сюжетных дополнений была решена. Теперь уже не только разработчик Rockstar, но и контролирующий его издатель Take-Two честно признаёт: во всех - во всех! - грядущих проектах культовой студии будут микротранзакции.

Activision Blizzard пока держится: в Destiny 2 и Overwatch за реал продаётся строго косметика. А вот CD Projekt, похоже, пал под натиском новых трендов. Генеральный директор студии в интервью польскому деловому изданию, не имеющему прямого отношения к видеоиграм, заявил: вместе с Cyberpunk 2077 будет сделан шаг в высокоприбыльный мир игр-сервисов.

С чисто коммерческой точки зрения братьев-славян можно понять: сделай на третьего “Ведьмака” скидку хоть 50, хоть 75%, а его уже все прошли вдоль и поперёк. Без мультиплеера сегодня никуда: другого способа удержать людей в одной игре по 3 - 5 - 7 лет просто не существует.

В текущих действиях издателей (вряд ли такие решения принимаются на уровне разработчиков) сквозит тонкий дьявольский расчёт. Возьмём классический free to play-проект. Не понравилось полное отсутствие баланса между донатерами и сторонниками бесплатного гринда? Можно спокойно, без всяких потерь уйти в другую игру.

Но когда за коробку (или цифровую копию) уже уплочено кровных $60, так просто не уйдёшь. Придётся остаться. Возможно, в следующем лутбоксе выпадут легендарные карточки для правильного класса, которые помогут одержать победу? И вот покорный геймер уже расчехляет свою - или украденную у собственной бабушки - кредитку.

Возможно, я ошибаюсь. Чёрт, да мне даже хочется полностью провалиться в данном конкретном ванговании! Но пока что всё идёт к новой, самой что ни на есть бессовестной коммерческой модели в сфере гейминга. Кошмарная амальгама полной ритейл-цены, обидных pay to win-механик и пошлого рулеточного азарта запрещённых клубов готовится ожить, словно монстр Франкенштейна перед грозой.

Также по теме