0

Лутбокс хейт: стоит ли перегибать палку?

Лутбокс хейт: стоит ли перегибать палку?
Крис Ли, депутат-республиканец от штата Гавайи (США) назвал систему лутбоксов в Star Wars: Battlefront 2 “детским казино, которое учит нашу молодёжь и самых маленьких неразумно тратить деньги”. Политик охарактеризовал это как “хищническую практику со стороны Electronic Arts и других компаний”.

В том же видео другой гавайский сенатор сравнил всю текущую ситуацию вокруг Battlefront 2 со знаменитым мэскотом Joe Camel. Верблюд Джо умудрился просуществовать некоторое время, фактически рассказывая детишкам о крутизне сигарет. Затем животное-талисман табачной марки Camel было запрещено на уровне федеральных властей США.

“Мы не позволили Верблюду Джо подталкивать подрастающее поколение к курению, и мы не должны позволить Звёздным Войнам приучать детей к азартным играм” - подчеркнул конгрессмен. Вопрос гэмблинга в видеоиграх сейчас весьма актуален, и Battlefront 2 лишь подливает масла в огонь.

Дебаты не прекращаются, причём у пресловутых сундуков находятся весьма неожиданные защитники. Сравнительно недавно комиссия ESRB, присваивающая возрастные рейтинги всем видеоиграм, заявила о том, что лутбоксы - это не азартные игры. Вот цитата из официального заявления: “ESRB не считает лутбоксы азартными играми. Конечно, элемент случайности в данной механике есть, но также имеется и стопроцентная гарантия того, что игрок получит хотя бы какую-нибудь внутриигровую награду”.

Поверхностная логика в данном заявлении регулятора есть. От подстаканной пустоты классического “кручу верчу нае… обмануть хочу” игрок действительно застрахован. Дьявол, однако же, как всегда кроется в деталях. Если ребёнок ищет конкретную фиолетовую карточку, то ни на двадцатом, ни на тридцатом сундуке он не остановится. А весь его предыдущий “выигрыш” не имеет смысла: он накрепко привязан к аккаунту, его нельзя вернуть, продать, обменять или даже подарить. То есть речь идёт о нулях и единицах - если угодно, о том самом воздухе из стаканчика афериста в подворотне.

Американский адвокат Брендон Хаффмен также не согласен с точкой зрения ESRB. Компания получает деньги от клиента, надеющегося заиметь желанный приз. “Утешительные” призы не в счёт, так как их ценность в десятки раз ниже, чем у тех, ради которых всё это затевается. А значит лутбоксы - самые настоящие азартные игры. Такова точка зрения правозащитника.

Означает ли это, что прямо сейчас надо хватать факел и вилы, и выходить в крестовый поход против крупнейших издателей? Не обязательно. “Всё понятно!” - воскликните вы. “Рука руку моет, продажные журналюги защищают EA, Activision, Ubisoft и прочих монстров”. Однако мы приведём разумные аргументы, которые заставят вас глубоко задуматься.

В первую очередь, сам Брендон Хаффмен, признавший лутбоксы гэмблингом, предостерегает: конгрессмены США из рук вон плохо разбираются в видеоиграх. Нужно ещё десять раз подумать, прежде чем призывать их что либо регулировать в данной сфере.

Теперь ключевая мысль этого материала, не пропустите. В США видеоигры официально считаются произведениями искусства. Их защищает всемогущая Первая Поправка (к Конституции), а это означает, среди всего прочего, практически полную свободу артистического самовыражения.

Проще говоря, если создатель считает, что в его игре для завершённости художественного образа просто обязаны быть кровь, секс, внутренности и запрещённые субстанции, то они там, скорее всего, будут. И это большой плюс для совершеннолетних геймеров.

При этом активисты с солнечных Гавайских островов косвенно призывают к государственному регулированию видеоигр. А власти, единожды дорвавшись до новых полномочий, на одних лишь лутбоксах не остановятся. Вы только представьте себе Дядюшку Сэма, взглянувшего на Fallout: “Чтооо!? Кровь, кишки, стимуляторы сознания, вызывающие привыкание!? Запретить”. Или гипотетические впечатления Большого Брата от Mass Effect: “Секс с СИНЕЙ ИНОПЛАНЕТЯНКОЙ!? Ликвидировать во всех магазинах, включая цифровые”.

Вот вам хорошая метафора: у пастуха нет сил избавиться от единственной заболевшей овцы, и он приглашает экспертного волка для этих целей. Ежу ясно, что Серый после одной сытной трапезы не остановится.

Теперь - вторая опасность, остающаяся актуальной даже в том маловероятном сценарии, при котором власти запретят одни лишь лутбоксы, оставив в покое все прочие элементы видеоигр. Стоит учитывать, что “современная” цена ААА-игры - $60 за копию - сформировалась аж 12 лет назад, на старте продаж Xbox 360. С тех пор немало воды утекло, и даже могучий доллар потрепала инфляция. При этом бюджеты разработки и запуска ААА-проектов растут: когда-то это были десятки миллионов долларов, теперь уже сотни.

Лутбоксы - один из самых эффективных инструментов максимизации прибыли уже после основной волны продаж. Если издателей данного инструмента лишат, у них останется лишь одна опция: ощутимо повышать порог входа. Мы берём эти цифры с потолка и сразу переводим в рубли, но как вам, например, 4500 руб. за новинку в Steam? А 6700 руб. - на консолях? Вряд ли хоть кому-то из геймеров такое понравится.

Конечно, Gmbox не призывает защищать наглые грабительские сундуки с рандомными призами. Мы лишь хотим подчеркнуть, что у лутбоксов есть относительно логичное экономическое обоснование - это не просто прихоть трёх “империй зла”. Будьте готовы к тому, что при однозначном регулятивном запрете ящиков на государственном уровне, рост условной “средней стоимости гейминга” вылезет боком в каком-то другом месте.

Также по теме