0

Как Mortal Kombat вновь сделал Америку великой

Как Mortal Kombat вновь сделал Америку великой
Ровно 25 лет назад на ничего не подозревающий американский рынок ворвалась новая игра - Mortal Kombat. Это был национальный ответ доминирующему японскому Street Fighter 2. С точки зрения геймплея, в файтинге made in USA не имелось почти ничего нового. Однако секрет будущего сумасшедшего успеха к геймплею не имел никакого отношения. Фотореализм (только не надо сейчас про “гору пикселей” - на дворе был 1992-й год) и пугающее ультранасилие блицкригом завоевали геймеров.

Кроме того, в социокультурном плане МК, что называется, попал в струю. В начале 90-х в гейминге только начала формироваться привычная всем нам сегодня мода на конфликты. Соник против Марио, Sega против Nintendo, Double Dragon против Streets of Rage: к череде этих версусов весьма органично прибавился поединок Mortal Kombat VS Street Fighter. Это было вполне в духе времени.

С точки зрения элитиста файтингов, Street Fighter 2 объективно лучше первого Mortal Kombat. Дюжина по настоящему разных бойцов, уникальные техники боя, плавность движений, бесконечные японские комбо, требующие виртуозности и мастерства. При этом “фотореалистичные” персонажи МК отличались дёрганностью, а связки ударов, как правило, состояли из пяти - шести движений, то есть явно уступали хореографии азиатского конкурента.

С разнообразием дела обстояли ещё хуже: всего 7 бойцов. Какие там семь: можно даже сказать, что шесть. Это только сегодня, благодаря десяткам тысяч полигонов и мелких деталей, Скорпион и Саб-Зиро радикально отличаются друг от друга. А тогда, в далёком 1992-м, это был один и тот же актёр в одном и том же костюме, у которого на постпродакшене сменили часть палитры с жёлтой на синюю.

Но, как мы все уже знаем, эти “мелочи” не помешали триумфальному восхождению МК на самую вершину Олимпа файтингов. А всё потому, что Mortal Kombat стал прародителем ультранасилия. Это сейчас мы называем его “старым-добрым”, а тогда оно было весьма новым и злым. Важный факт для тех, кто путается в скрытой во мраке времён истории 90-х: первый Doom вышел аж через целый год после релиза Mortal Kombat. Теперь понятно, у кого и откуда ноги растут.

Пугающе реалистичное сбрасывание в яму с кольями, расчленение вручную - такого в играх просто не было. В Midway подошли к внутренностям с такой любовью, что это стало главным плюсом МК. Избить своего виртуального соперника до полусмерти - ещё далеко не всё. Ближайшему кругу посвящённых на Великих Скрижалях Мудрости (никакого потребительского интернета и YouTube тогда в помине не было) торжественно передавались комбинации для FATALITY, которые совершались потом под восторженный рёв публики аркадных залов.

Street Fighter 2 всего лишь показывает “помятый” портрет оппонента на долю секунды - вот и вся награда за победу. Mortal Kombat при этом подталкивает к тому, чтобы раскрошить несчастному проигравшему рёбра, или вообще вырвать череп вместе с позвоночником. Ну а фаталити Саб-Зиро (заморозить и разбить на куски) было ни чем иным, как трибьютом свежему кинохиту “Терминатор 2”, что не могло оставить равнодушным ни одного играющего американца.

Mortal Kombat превратил ультранасилие в зрелище, и указал всему американскому игропрому новый путь. Это сейчас США лидируют со всякими Call of Duty, GTA и Skyrim, а Японии приходится догонять и занимать специфические ниши с Final Fantasy XV и Resident Evil 7. Тогда, в самом конце 80-х, всё было наоборот: имплозия Atari буквально выпотрошила игровую промышленность Америки.

Как мы уже говорили, чисто по механике Mortal Kombat не особо отличался от Street Fighter 2. Однако никто и никогда бы не принял реалистичную картинку без мультипликации и обилие крови за то, что хотя бы теоретически способна сотворить Nintendo или даже более смелая Sega. Да, японские разработчики тоже не страдают чрезмерной стыдливостью, но их плохое поведение обычно касается сферы секса. Не даром их самые откровенные порнографические игры до сих пор не могут пробраться на рынок богобоязненных США.

Так уж сложилось, что в западной практике насилие считается более “приличным”, чем секс. Именно по этому Mortal Kombat сумел заполнить собой вакуум нехватки экстремального, вступив в него с воплем FINISH HIM! Под оцифрованные 16-ти битные звуки кулачных ударов по куску сырого мяса Америка внезапно вновь стала великой.

Много времени для копирования заразительного примера не понадобилось. Самое очевидное - это многочисленные клоны самого МК, среди которых стоит отметить отличный Primal Rage (про динозавров) и Killer Instinct, преспокойно доживший до наших дней. Но файтинги - ещё далеко не всё. Тот же Doom вряд ли бы задрал планку насилия столь высоко без одобрения со стороны Mortal Kombat. “Дурной” пример MK стал проявляться повсеместно, в самых неожиданных играх и жанрах - взять хоть питание кровью в Blood Omen: Legacy of Kain или раскатанных в жижу пешеходов самой первой GTA.

Mortal Kombat, входящий в десятку самых популярных аркадных игр всех времён и народов, вновь разжёг искру творения в американских разработчиках. Более 10-ти лет те бесцельно блуждали в пустыне погребённых картриджей E.T. под надзором самых жестоких конвоиров (японцев), но благодаря появлению МК с этим было покончено.

Конечно, Mortal Kombat завоевал широкую публику при помощи мяса, но дело не только в нём. Смешные (по нашим текущим меркам) псевдо-киношные спрайты бойцов МК указали путь к реализму, кропотливому 3D-моделированию и постоянному повышению качества рендеринга.

В результате сегодня западные (и американские в частности) графические движки на голову выше японских аналогов. Все пользуются Unreal Engine 4 и Unity, а наработки Страны восходящего солнца так и остаются в пределах её границ. Держим пари, что в 1992-м году спрайтовый Джонни Кейдж о таком исходе и мечтать не мог.

Также по теме