0

Олимпиада с Марио и Соником, но без России?

Видеоигровой игнор реальности, возведённый в абсолют.

Олимпиада с Марио и Соником, но без России?
Российскую сборную не допустили к участию в Зимней Олимпиаде-2018. Теперь уже точно: это официальное решение Международного олимпийского комитета, которое вряд ли можно успеть эффективно оспорить. В суровом вердикте МОК есть одна небольшая поблажка: спортсмены из России могут выступать под так называемым “нейтральным флагом”.

То есть все российские фанаты будут знать, что это соотечественники, да и западная публика догадается - по характерным фамилиям и именам. Однако атлеты, которые всё же примут решение поехать в корейский Пхёнчхан (а со стороны отечественных спортивных организаций никаких ограничений нет), будут выступать, как говорится, сами за себя.

Без триколора на спортивной форме, и гимн при подъёме на подиум в случае победы не зазвучит. Не надо быть стопроцентным ура-патриотом, чтобы понять: такое выступление в “дефолтном скине с непрогрузившимися текстурами” (если прибегать к геймерской терминологии) будет выглядеть по меньшей мере странно.

Гневная реакция, возмущение высокопоставленных лиц, профессиональная аналитика, рассуждения о возможном недопуске на грядущие игры в Токио - дефицита информации в профильных спортивных СМИ сейчас не наблюдается. Мы в Gmbox решили проанализировать сложившуюся непростую ситуацию со своей профессиональной точки зрения.

Прежде всего, поговорим об играх (видео) по Играм (зимним олимпийским). Впервые олимпийские виды спорта появились в Track & Field - аркадной классике 1983-го года. Но никаким официальным статусом игра не обладала. Первая лицензия МОК была выдана Olympic Gold - видеоигре, приуроченной к Олимпийским играм 1992-го года в Барселоне. Ещё через два года аналогичную лицензию получила зимняя Winter Olympics: Lillehammer 94, после чего это уже стало нормальной практикой.

Первопроходцами жанра были четыре компании, три из которых уже обанкротились - U.S. Gold, Epyx и Accolade. Четвёртая жива и по сей день - это Konami, переключившаяся на азартные автоматы патинко. Олимпийский факел теперь несут Nintendo, Sega и Ubisoft.

Надо сказать, что в профессиональной игровой журналистике специфический жанр олимпийских видеоигр принято критиковать. Настоящие атлеты добиваются внушительных результатов только после долгих лет тренировки, ну а победа во многих “виртуальных Олимпиадах” даётся асам button mashing, то есть тем, кто горазд судорожно долбить по всем кнопкам. Никакого скилла - проще говоря, сноровки - зачастую вообще не требуется.

Однако потребитель голосует кошельком, жанр живёт и здравствует вот уже 26 лет, с периодичностью в 2 года (летние - зимние) индустрия штампует новые игры, а значит, как говорил классик, “это кому-нибудь нужно”. Рассмотрим конкретный пример, достаточно свежую игру про Зимнюю Олимпиаду: Mario & Sonic at the Sochi 2014 Olympic Winter Games.

В 90-х годах Sega и Nintendo были непримиримыми врагами (помните замечательный непереводимый слоган Sega does what Nintendon’t?), но времена меняются. В 2008-м году, ближе к Олимпийским играм в Пекине стало понятно, что две японские фирмы объединяют своих культовых маскотов. С тех пор итальянский водопроводчик и скоростной ёж пиарят Олимпиады совместно.

Mario & Sonic at the Sochi 2014 Olympic Winter Games - казуальная игра для Wii U. Как принято на этой платформе, скорее, не спортивный симулятор, а лайтовое развлечение для шумной вечеринки. В Sochi 2014 впервые за всё время существования франшизы появился онлайн-мультиплеер, но в плане критики игре это не особо помогло.

IGN, крупнейшее игровое издание в мире, несмотря на “особые” отношения с Nintendo, поставило ей всего 4,5 из 10-ти. И даже Nintendo Life, непосредственно связанное с самой японской компанией, расщедрилось только на 6 из 10-ти. Однако, как показывает пример Call of Duty и FIFA, критика - критикой, а продажи - продажами. Повторимся: олимпийская франшиза от Nintendo и Sega живёт и здравствует.

Теперь - чисто психологический момент, имеющий отношение к актуальным событиям. Олимпиада (настоящая, а не виртуальная) - это всегда про мир во всём мире. Да, дух соперничества должен быть, но это здоровый дух состязаний на спортивной арене. Так как же делать добрую и позитивную видеоигру, полностью игнорирующую факт исключения одной из крупнейших стран, которая всегда играла важную роль в истории Олимпийских игр?

А запросто. Да будет вам известно, что Mario & Sonic at the PyeongChang 2018 Olympic Winter Games, посвящённая грядущей Олимпиаде в Корее, уже вышла. В середине ноября, на Switch, Wii U и 3DS. Nintendo вместе с Sega и не нужно ломать голову над чисто геополитическими моментами, ведь их вымышленные персонажи не представляют ни Россию, ни США, ни Корею, ни, скажем, Бельгию, в столице которой располагаются органы власти ЕС.

Всё просто: в видеоиграх по прежнему мир, дружба, жвачка, Соник и Марио в обнимку на лыжах. А прецедент, которого не было со времён фашистской Германии и американского президента Джимми Картера, пускай лучше разбирают в серьёзных новостных СМИ.

Также по теме