2

Рояль в кустах: королевские битвы изменили гейминг навсегда

PUBG проложил дорогу целому жанру.

Рояль в кустах: королевские битвы изменили гейминг навсегда
Всего за несколько дней до знаменательного события можно уже с полной уверенностью констатировать факт: в новый 2018-й год мы входим с новым трендом в гейминге. Посторонитесь, МОВА и hero-шутеры: дайте дорогу его королевскому величеству Battle Royale. Сейчас успех битв на выживание, появившихся благодаря одноимённому культовому фильму из Японии, уже не подвергается сомнению. Однако начало этой невероятной истории успеха было более чем скромным.

Как говорится, ничто не предвещало. В самодельные моды Arma играли лишь нишевые геймеры, DayZ давно сошёл на нет, battle royale-мод H1Z1 пользовался определённой популярностью, но о том, чтобы затмить саму GTA Online (как один из примеров) и речи не шло. Однако затем на горизонте появился PUBG, и всё изменилось.

Конечно, не в одночасье. Сначала многие СМИ (не скроем, мы в том числе) считали, что сырая бета произведёт лишь локальный всплеск и достаточно быстро исчезнет в бездне забвения ранних доступов Steam. Как же мы - и многие другие - ошибались! Миллион, 5 миллионов, 10 миллионов копий - PUBG стал с устрашающей скоростью брать все планки продаж, о которых принято писать в игровых изданиях.

Самые известные стримеры начали массовую миграцию в виртуальную Восточную Европу, отдаваясь во власть Его Величества Рандома, царящего в жанре battle royale. Трендсеттеры забыли о чётких стратегиях, правивших бал в МОВА и hero-шутерах, а вместе с ними об этом позабыл и массовый геймер. Всем захотелось просто высаживаться на остров, искать пушки, а там - будь что будет.

Таким образом, можно констатировать факт: онлайн баттл-арены (на пике их популярности) и героические шутеры остались трендами 2013 - 2016 года. Конечно, говорить rest in peace ещё рано, да и вовсе не стоит этого делать, однако ренессанса былой популярности этих жанров уже ждать не следует.

На сегодняшний день осталось всего две МОВА: League of Legends и Dota 2. Всё. Ни один из конкурентов не смог добиться даже доли популярности этих мастодонтов. Paragon существует исключительно в своей нише и не производит вообще никаких информационных волн, что свидетельствует о крайне низком интересе со стороны массового геймера. Чуть лучше дела обстоят у Heroes of The Storm, но о полноценном соперничестве с LoL и Dota 2 речи тоже не идёт.

Где Battlerite, где какой-нибудь Master X Master, где зомби-MOBA по Dead Island, что с Gigantic про гигантских “зверушек” и их помощников? Крайне низкий онлайн, проект “убит” на стадии беты, студия-разработчик закрыта издателем: во всех случаях ответы весьма нелицеприятные.

Теперь обратимся к hero-шутерам. Самым популярным по праву считается Overwatch: недаром Blizzard так долго полирует все свои игры. Однако в плане организации профессиональной киберспортивной лиги постоянно возникают проблемы: команды заявляют о своём участии и затем уходят, порой со скандалом. Без большого киберспортивного будущего дальнейшая судьба Overwatch уже не кажется такой безоблачной, как в 2016-м году.

Paladins занимает второе место, однако попытка Hi-Rez максимизировать прибыль за счёт pay to win карточек вызывает опасения. Уж не призрак ли резкого падения онлайна вынудил разработчика пойти на такой шаг? Quake Champions тоже в какой-то мере можно назвать героическим шутером, и он явно займёт свою нишу после релиза. Примерно как дискотеки для тех, кому за 30, то есть речи о массовом геймере опять не идёт.

Самые “яркие” примеры - это Battleborn и LawBreakers. В первом случае баланса в ПвП не существовало чисто физически, во втором онлайн на днях упал до нуля, невзирая на отсутствие ярко выраженных недостатков. “MOBA-шутер от создателей Borderlands”, “Ураганный шутер от Клиффа Блежински, отца Gears of War” - все эти громкие маркетинговые заявления довольно быстро превратились в припарки для мёртвого. Здесь стоит упомянуть о том, что создатели Warframe на таком фоне просто отменили свой hero-шутер проект.

Жанр шутеров как таковой эволюционировал. Когда даже в CS:GO и GTA Online вводится режим battle royale, можно смело констатировать факт: королевские битвы будут куда более живучими, чем их героические собратья.

Пожалуй, ключевым фактором живучести является стихийное развитие жанра “снизу”. Hero-шутеры развивались “сверху”: сначала всем было интересно, чем занимается Blizzard вместо отменённого ММО Titan, затем компания вложила колоссальные средства в пиар Overwatch.

PUBG - совсем другое дело: это плод совместного творчества моддера-энтузиаста и никому не известной (на тот момент) корейской компании. Не понадобилось дорогостоящих синематиков, комиксов и спонсорства официального косплея симпатичных британских и китайских девушек. Старый-добрый word of mouth, то есть сарафанное радио - вот секрет успеха PUBG. Поиграл сам - приведи друзей. Причём это было совершенно естественное желание, без всяких обещаний бонусов и купонов.

Ну а потом - пошло-поехало. Контракт с Microsoft, абсолютный топ по продажам в Steam и стримам на Twitch, официальный мобильный порт в Китае вместе с Tencent, 30-ти миллионная планка продаж и так далее. А ведь почти всё это было сделано в тот период, когда игра ещё даже не вышла из фазы бета-тестирования.

Королевские битвы - явно не нишевый жанр, о чём красноречиво свидетельствует всплеск конкуренции. CS:GO и GTA Online мы уже упоминали, нельзя обойти стороной и сверхпопулярный Fortnite Battle Royale. Даже компания Mail.ru, являющаяся издателем PUBG на территории России, добавила режим королевской битвы в свой Warface, устроив нечто вроде внутренней конкуренции.

Такими темпами мы не удивимся, если Ubisoft добавит выживание на 100 человек в The Division или в Wildlands, тем более что заброшенный мегаполис и латиноамериканские джунгли для этого идеально подходят. ЕА может сделать battle royale из “перерабатываемой” Star Wars закрытой студии Visceral, а Activision Blizzard придётся работать с нуля.

В каждой шутке есть доля правды: поработать действительно придётся, если крупные издатели и разработчики действительно хотят оставаться в тренде. Судя по всему, долгосрочном. “Большая Тройка” (Activision Blizzard, Ubisoft и EA) сейчас наверняка кусает локти, наблюдая за тем, как прибыль от феноменальных продаж утекает к маленькой корейской компании, диктующей свои условия Microsoft и Tencent.

В PUBG найдена идеальная (для абсолютного большинства) формула мультиплеерного развлечения: никаких билдов, утомительной прокачки, сложного тимплея и pay to win. Спавн - лут - адреналин - перестрелки, повторять до бесконечности. Возможно, геймеры и устанут от этого когда-нибудь, но весь 2018-й явно пройдёт под знаком battle royale.

Также по теме