0

Рецензия на FEZ

Рецензия на FEZ

C 26 апреля Fez доступна на PS3, PS4 и Vita. Данная рецензия написана по оригинальной версии игры для Xbox 360.  

Проблема так называемых высокохудожественных игр — в их абсолютной непроницаемости для неподготовленного взрослого человека. Для проверки этого тезиса попробуйте объяснить вашему дяде Коле суть, например, Heavy Rain: пятеро героев идут по следу маньяка-убийцы мальчиков и для этого они... словом, они зажимают длинные последовательности из кнопок — промежуточным результатом процесса оказывается сцена с омовением голого мужика в душе и эпический спуск по грязной горке. И все это — в рамках сложной метафоры о самопожертвовании и доверии. В этом месте дядя Коля, вероятно, уже пошлет вас туда же, куда и всех, кто говорит с ним о высоких материях.

Fez — тоже высокохудожественная игра, невероятно красивая и умная. Фил Фиш уж точно не менее талантливый художник, чем создатель Heavy Rain Дэвид Кейдж. Но Fez не нуждается в дополнительных пояснениях. Всю ее суть можно уместить в одном предложении, вот оно: юноша Гомез узнает, что знакомый ему плоский мир на самом деле объемный и его можно вращать — с помощью этого умения он спасает вселенную от разрушения. Больше знать ничего не нужно. Возможно, у вас еще остались вопросы, но они улетучатся после первых десяти минут игры.

Гомез путешествует по миру, собирая осколки гигантского куба (который, очевидно, символизирует единство пространства-времени или что-то в этом духе). Мир на проверку состоит из сложного набора подвешенных в воздухе конструкций, по которым нужно карабкаться. Реальность субъективна и в буквальном смысле зависит от угла зрения: поворачивая камеру на 90 градусов влево или вправо, мы сокращаем пропасти до расстояния прыжка, делаем лестницу из платформ, только что висевших по разные стороны экрана. Устраиваем цепную реакцию, начав взрыв в одной плоскости и продолжая его в трех других — делаем много интересных штук, на освоение которых, тем не менее, уходят секунды.

Fez интуитивна, она говорит с игроком на каком-то универсальном языке понятий, знакомом с тех пор, как мы впервые взяли в руки кубики. Она идеально просчитана до последнего прыжка — только для того, чтобы вам самому не пришлось ничего сложно рассчитывать. Если вы не можете допрыгнуть до какого-то уступа — то это, скорее всего, потому, что этого физически нельзя сделать, а не из-за кривых рук. Но в большинстве случаев решения головоломок сами приходят в голову, стоит вам только внимательно рассмотреть уровень со всех сторон. Кстати, умереть в Fez тоже нельзя.

Отдельное удовольствие в Fez — наблюдать за бытом местных жителей. Большинство из них, кстати, даже не подозревает о третьем измерении.

Fez говорит с игроком на каком-то универсальном языке понятий, знакомом с тех пор, как мы впервые взяли в руки кубики

А Fez очень хочется рассматривать: это удивительный пиксельный мир, в котором живут милейшие плоские жабы и саламандры, льются пиксельные водопады, а ветряные мельницы спокойно висят прямо над землей, посреди пустоты, на фоне безбрежного океана и созвездий в форме фигур из «Тетриса». Здесь нет (или почти нет) врагов — это игра о приключениях, об исследованиях и перспективе — во всех смыслах этого слова. Словом, о чем-то большем.

Пожалуй, лишнее тому подтверждение — проводник главного героя в объемном мире, внешне представляющий собой четырехмерный куб, тессеракт — некоторый намек на то, что тремя измерениями дело не ограничивается. Намек, однако, совсем необязательный: в основном Fez лишена сложных аллюзий, культурологических метафор и всего этого надувания щек. В ней вообще нет ни единой лишней детали. Есть вы, есть удивительный мир вокруг и один очень необычный способ его исследовать.

Fez — цельное, законченное произведение, и потому — универсальное. Она может стать для вас оригинальной головоломкой, инструментом для медитаций, экзистенциальной сказкой или прикольной фиговиной про парня в дурацкой шляпе — автор не настаивает. Возможно, единственный вывод, к которому он нас старательно подводит — это то, что окружающий мир может оказаться гораздо больше, чем мы привыкли о нем думать. Надо только найти правильный угол зрения.

Fez в продаже с 26 марта на PS3, Vita и PS4; также игра доступна на Xbox 360 и PC.

Также по теме

Также по теме