1

Игры лучше жизни: почему EA стоит как Fiat Chrysler?

Игры лучше жизни: почему EA стоит как Fiat Chrysler?
Видеоигры давно перестали быть странным увлечением чердачных фриков. Gmbox уже не первый день продвигает этот свершившийся факт в массы, однако обычно мы приводим различные примеры того, насколько игры вырвались в финансовом плане вперёд по сравнению с общепризнанным развлекательным видом искусства - кинематографом. Сегодня мы решили пересмотреть подход, и сравнить две конкретные компании. Одна занимается “игрушками”, другая - “серьёзными взрослыми делами”. Дамы и господа! В левом углу ринга - Electronic Arts, в правом - Fiat Chrysler.

Обе компании - публично торгуемые, то есть их акции находятся в свободном обращении на фондовых площадках США. А значит, мы можем начать с универсального мерила всего сущего: с рыночной капитализации. Итак, цифры говорят сами за себя: обе компании стоят приблизительно по $37 млрд. Осмыслите этот факт. Вчерашние программисты-энтузиасты, производящие лишь электронные нули и единицы (а по сути - воздух) играют на равных с одним из “Большой Тройки” автопроизводителей США. Да, после событий 2008 года часть Chrysler стала принадлежать европейцам, но это не меняет сути дела.

Почему так происходит? Цифровизация мировой экономики. И это не просто новомодный термин, а реальный тренд. Но давайте по порядку: сравним модель бизнеса двух компаний в самом общем плане. Chrysler в первую очередь нужны заводы, а это самая настоящая головная боль. Если строить в США - придётся платить наиболее высокие зарплаты (медицинская страховка, социальная и т.д.). В плане заграничных фабрик надо договариваться с местными властями о налогах. В случае если у того или иного государства есть собственный автопром, который оно защищает, можно смело умножать проблемы на 10.

У ЕА всё гораздо проще. Да, труд программиста (художника, геймдизайнера и т.д.) в среднем оплачивается гораздо выше, чем труд отвёрточного сборщика машин. Однако для производства игр, по большому счёту, требуется лишь помещение с компьютерами, и всё. Мы не отрицаем: оборудование для захвата движений, графические станции для рендера синематиков, живые сессии симфонических оркестров (без чего в современных ААА не обходится) и прочие специфические вещи обходятся недёшево. Но всё же “немного” дешевле автоматизированных конвейеров по сборке автомобилей.

Если уж продолжать автомобильные аналогии, то в бизнесе ЕА (и других крупных игровых компаний) можно проследить все плюсы дилерского бизнеса - без минусов. Крупный дилер обязан обеспечивать бесплатный гарантийный ремонт на протяжении 3-х, а то и 5-ти лет. У ЕА этот “ремонт” начинается с первого дня - DLC, сезонные пропуски, косметика - причём он, конечно, платный.

Только лишь за прошлый квартал, невзирая на все скандалы, совокупная прибыль ЕА от микротранзакций составила $787 млн. Если урок Star Wars: Battlefront 2 не прошёл зря, ещё через пару - тройку кварталов компания выйдет на миллиард долларов. Каждые 3 месяца. Неплохой будет результат.

Здесь нет ничего странного: в целом это полностью соответствует главенствующему цифрому тренду. Даже если брать ритейлеров, следует констатировать факт, что дела наилучшим образом обстоят у максимально технологичных: Amazon и Alibaba. Монстрам вроде Walmart и Target приходится догонять конкурентов. Конечно, представить себе сегодня банкротство Walmart достаточно сложно, но ведь и мастодонты когда-то были не просто окаменелостями в болотах.

Возвратимся к ЕА. В моменте, если говорить о рядовом геймере, до сих пор доминируют истории провала Mass Effect: Andromeda и скандала с Battlefront 2. Однако с рыночной точки зрения всё не так плохо. Вследствие казуса с лутбоксами Star Wars, рыночная капитализация ЕА просела сразу на $3 млрд (кстати, если бы не этот досадный случай, Electronic Arts была бы сейчас даже чуть дороже Fiat Chrysler), однако на одних лишь слухах об интересе со стороны Microsoft подскочила на $1 млрд. Вжух - и треть потерь уже отыграна. Через день, правда, выяснилось, что корпорация Гейтса покупает совсем другую компанию, но акции ЕА не спешат падать.

Если говорить о бизнесе, то самое крупное упущение Electronic Arts - это отсутствие в портфеле такой игры, как PUBG или хотя бы League of Legends: чтобы можно было один раз сделать (причём относительно малой кровью), а прибыль потом шла шлейфом на протяжении как минимум 5-ти лет. Однако будьте уверены: EA наверстает упущенное.

На конференции для акционеров боссы Electronic Arts в открытую восторгались PUBG, а в мире большого бизнеса такие “честные” и “бескорыстные” дифирамбы в адрес конкурента могут означать только одно: “Готовьтесь, ребята, мы делаем клона!”. Кстати, любопытный момент: на той же конференции (а отвечать перед акционерами - это не то же самое, что перед какими-то там игрожурами) был задан вопрос по поводу PUBG-режима в Battlefield, и топ-менеджеры ЕА не стали отметать эту идею. Так что распространённая гипотеза о том, что в BF появится battle royale, вполне может оказаться правдой.

Кстати, возвращаясь к предыдущей мысли о “шлейфе” прибыли. Мы не совсем правы. Да, своей Fortnite или Dota 2 пока нет, зато ЕА подмяла под себя весь крупный спорт: футбол, хоккей, американский футбол, вернулась в баскетбол вместе с NBA Live. По очевидным причинам, ежегодные доработки спортивных симуляторов требуют относительно скромных вложений (в футбол ведь ещё не начали играть в антигравитационном октаэдре в экзоскелетах с огнемётами?), при этом прибыль идёт колоссальная. Хрестоматийный пример - FIFA. Ещё пару лет назад было $600 млн, а по итогам 2017-го - уже $800 млн. И это только микроплатежи в Ultimate Team, без учёта продаж самой игры.

Прямо сейчас, в момент написания данных строк, акции ЕА растут, невзирая на квартальный убыток в $185 млн. Всё дело в прогнозе прибыли в новом квартале, который оказался лучше ожиданий. Со дня на день ЕА выпустит UFC 3, а вольная борьба - это самый настоящий спортивный симулятор, со всеми вытекающими финансовыми последствиями. Уважаемые рыночные аналитики ставят на то, что Конор МакГрегор нокаутирует слишком дорогого Дарта Вейдера. Геймеры ещё немного поворчат, но инвесторы забудут ту неприятную историю.

В общем, уважаемые читатели, это нам с вами, возможно, стоит задуматься о собственной жизни, а у Electronic Arts и так всё будет хорошо. Ещё год (максимум - два), и уверенный обгон Fiat Chrysler по встречке будет обеспечен.

Также по теме