6

Эксперты США: CoD и другие шутеры не помогут в реальной войне

Не наши домыслы, а исследование академии West Point.

Эксперты США: CoD и другие шутеры не помогут в реальной войне
Шутеры становятся всё более реалистичными. Например, в Call of Duty: WW2 можно героически штурмовать пляжи Нормандии, и вам даже не попадётся ни один кибер-наци-боец из плохого фильма 90-х. Разве что у каждого второго германца будет советский ППШ, но это уже отдельный разговор. Суть в том, что качество “стрелялок” (да простят нам этот устаревший термин) постепенно растёт, и возникает вопрос: а поможет ли всё это на реальном поле боя?

Такой вопрос можно было бы с уверенностью назвать философским почти во всех случаях - кроме одного. Когда его задаёт себе руководство West Point, самой престижной военной академии США, он становится самым что ни на есть практическим, без всякого налёта философии. Команда экспертов West Point была отправлена на специальный полигон на севере штата Нью-Йорк для проведения соответствующих экспериментов.

Полигон представляет собой достаточно обширную лесистую и холмистую территорию, в центре которой находится город-муляж, отличающийся эклектикой архитектурных стилей: нечто подобное можно встретить как в дельте Меконга, так и в провинции Анбар (прим. ред. - арабы и азиаты охвачены, не хватает только возвести несколько кварталов а-ля СССР, чтобы были представлены все враги США).

Периодически в эту пересечённую местность забрасывают кадетов. Молодые бойцы отрезаны от внешнего мира, воссоздаются условия реальных военных действий. Проводятся тесты на лидерство, командную работу, выживание и выполнение поставленных командованием задач. Вот как раз в последнее и вмешались эксперты из West Point.

Здесь стоит отметить, что кадеты - это миллениалз, то есть молодые люди, рождённые в 2000-м году, и буквально взращённые на диете из видеоигр. Суть специального теста состояла в том, что курсантам надо было провести городской рейд. Половине выдали фотографии (именно распечатанные) нужных кварталов, второй половине - VR-шлемы с полным детальным 3D-моделированием района, где можно было распланировать будущую атаку не хуже, чем туристический маршрут в Google Street View.

Итак, воздушная рекогносцировка 19 века против новейших технологий 21-го. Как вы думаете, кто победил? Да, совершенно верно: курсанты со старыми-добрыми фотками показали наилучшие результаты. Руководствуясь лишь статичными двухмерными изображениями с высоты птичьего полёта, они составляли эффективные планы зачистки в обычных бумажных блокнотах.

Вторая команда, которая при помощи VR могла заглянуть за углы и даже внутрь зданий - то есть туда, где прячутся арабские террористы (вьетнамские партизаны, советские солдаты - нужное подчеркнуть) - понесла больше потерь и справилась с задачей куда менее эффективно.

Это помогло экспертам выявить главное заблуждение командования. Люди в возрасте 45 - 60 лет ошибочно полагают, что миллениалз, обладающие врождённой цифровой грамотностью и буквально привязанные к своим девайсам, умеют гораздо быстрее адаптироваться к новым технологиям и на тактическом уровне. Оказалось, что это не соответствует действительности.

Да, в том, что касается операторов дронов, многолетняя практика показала: опыт в видеоиграх действительно имеет значение. Но когда дело доходит до boots on the ground (американский термин, означающий проведение наземной операции), CoD и прочие Battlefield не сильно помогают этим самым “ботинкам на земле”. Эксперты даже придумали новый термин: когнитивный перегруз. Одно дело, когда новые технологии надо применить в лабораторных условиях. И совсем другое - когда вокруг жестокая городская война, пускай в рамках учений.

Мало того: эксперты West Point выяснили, что в некоторых аспектах новые технологий могут не только оказаться бесполезными, но и сыграть с молодыми людьми злую шутку. В ходе исследования удалось выявить, что предыдущие поколения курсантов (имеется в виду лет 25 назад) показывали себя куда лучше в плане ориентирования на местности. Объясняется это очень легко: они и в мирной жизни не могли положиться на помощь Google Maps или Waze, так как этих приложений - впрочем, как и самих смартфонов со встроенным GPS - тогда ещё не было.

В общем, если талибам удастся заглушить сигнал - всё, пиши пропало. Молодые пехотинцы США заблудятся в трёх кипарисах, или что там произрастает на территории Афганистана, помимо бесконечных маковых плантаций.

Но вернёмся к нашей серьёзной теме. Один пример из новейшей истории. В 2016-м году было принято поспешное решение: армия США должна поддержать иракских коллег - ISF - в наступлении в старых районах Мосула. Времени на “старомодную” разведку (подползти и посмотреть своими глазами) не было, поэтому полагались полностью на электронные средства слежения - как в плане маршрутов наступления, так и ударов поддержки. Чтобы полностью не дискредитировать “партнёров” по антитеррористическим операциям на Ближнем Востоке, скажем так: без фатальных ошибок не обошлось.

Психологи-бихевиористы (то есть те, которые изучают поведение человека), уже объяснили очевидные причины упоминавшегося ранее “когнитивного перегруза”. Играть в комфортных условиях в любимый шутер с друзьями и показывать 25х киллстрики - это одно дело. А учения, где может прилететь резиновая пуля или удар прикладом - совсем другое. Не говоря уже о реальных боевых действиях. Когда респавна нет, а ранение не пройдёт через 5 секунд за ящиком, нервишки пошаливают.

По результатам исследования эксперты академии составили для начальства подробный доклад на сотнях страниц. Но суть его сводится к следующему: руководству West Point не следует надеяться на то, что половину работы в плане подготовки “зелёных” курсантов за них уже сделал CoD и другие видеоигры.

Также по теме