0

Игры - это жизнь: StarCraft учит нас, как не развалиться

Игры - это жизнь: StarCraft учит нас, как не развалиться
Уже не раз на Gmbox мы писали материалы с общим лейтмотивом "Игры лучше жизни". Но бесконечная фаллометрия и перетягивание канатов - лишь ответ на однобокое восприятие игровой индустрии. Если нам говорят, что наша страсть - ничто, мы неминуемо будем отвечать. Симметрично, как принято в России. Данная же статья немного из другой оперы. Из "спейс" оперы, если выражаться максимально точно.

Буквально на днях мы рассказывали о том, как американские студенты учат историю по Assassin's Creed: Origins (и хорошо, что учат вообще). А теперь пришло время StarCraft (2) и жизненного урока, который автор материала выучил, играя в эту RTS про, казалось бы, далекий от нашей жизни сектор Копрулу.

Помнится, лет пять назад я смотрел стрим замечательного российского киберспортсмена Happy, который в очередной раз взбирался на европейскую грандмастер лестницу. Дмитрий не мастер слова. Напротив, слово его не раз подводило (стоит вспомнить фразу про "лучшее микро в Европе", за которым последовало очередное фиаско). Но все-таки во время трансляции приходится развлекать токсичное болото под названием Twitch, и периодически Happy бормотал себе под нос "ну, тут я не должен развалиться". А иногда удивленно "хм, все-таки развалюсь".

StarCraft 2 - игра, которая выталкивает человека из комфортной зоны. Подобно PUBG она заставляет его нервничать все время, а любая передышка может оказаться фатальной. В "королевской битве" вслушиваешься в рев мотора за стеной и украдкой выглядываешь из окна, пока не придет время действовать, а в StarCraft по сути - то же самое. Только скорость мысли должна постоянно подкрепляться скоростью пальцев. Шанса по-настоящему передохнуть и "выдохнуть" нет. Как это часто бывает IRL, то есть, в жизни реальной.

Если и стоит за что-то критиковать игры, то за то, что они становятся частью нашей прокрастинации. И даже если обойтись без стереотипных речей про "эндорфины" и "дофамин", очевидно: как премия на работе или оргазм, гейминг вплетает нас в love-hate relationship, имитируя очередное страдание ради достижения катарсиса. Человек всю жизнь играет в игры разной протяженности, а приставка "видео-" здесь лишь для галочки.

Но вернемся к стратегиям в реальном времени и конкретно - к StarCraft 2. Наблюдая за стримами Happy, ByuN, Polt, NaNiwa, Snute и многих других, я впервые в жизни увидел,как "разваливается" человек, у которого, казалось бы, только что все было в порядке. Нуб и профессиональный игрок в SC2 действуют в соответствии с одним и тем же инстинктом - самосохранения. Но если новичок надеется укрыться от проблем за фотонными пушками, бункерами и "плетками", профессионал знает: смерть всегда рядом. Нет идеальной стратегии. Нет идеального билда и по-настоящему непобедимых юнитов.

Почему этот урок так ценен? Да, любой из нас понимает, что от болезни, сосульки, упавшей на голову, ядерного апокалипсиса и прочих внезапных смертей никто не застрахован. Но что если перевести все это в плоскость психического здоровья? Приятные и полезные вещи, которые человеку удается заполучить в этой жизни, привязывают его к земле, не давая превратиться в монаха-отшельника или самоубийцу. Но больше всего мы держимся за то, что хранится в голове. Без трезвого разума любые достижения - лишь пыль. "Не дай мне бог сойти с ума", - писал Пушкин, уточняя, что готов стать бездомным, лишь бы не свихнуться.

У здорового человека, прекрасно представляющего, почему нельзя ежедневно по утрам пить крепкий алкоголь с энергетиком, залезать на опоры ЛЭП и так далее, возникает ложное ощущение защищенности. В то же время, его разум всегда находится в зоне риска. Система, которая выстраивается в голове, может в любую минуту развалиться. Что же произойдет? Избитые истории: несчастная любовь, предательство, потеря работы... Или же, напротив, не произойдет ничего. Нет вещи опаснее для ума, чем плавание по течению, когда большие события замещаются маленькими и незначительными и превращаются в постоянный надоедливый гул.

Именно StarCraft научил быть бдительным. Не просто отстраивать базы, а пытаться действовать - достигать результата. Ведь если вечно лишь приумножать материальное, можно в любой момент "развалиться" под дум-дропом, нидусом, внезапным переключением противника на другую композицию юнитов. Киберспорт не раз ломал жизни людей. Точно так же, как ломаются жизни спортсменов, которым не позволили ехать на Олимпиаду в Пхенчхане. Всю жизнь идти к цели, ловить свой единственный шанс и вдруг столкнуться с абсурдом - трудно даже представить, насколько это тяжело.

Лучшие кибер- и просто спортсмены знают, что общий настрой важнее сегодняшнего результата. Они закаляют не только тело, но и дух. И даже проигрывая, поднимаются с колен и извлекают уроки. А если жизнь опутывает рутиной, давая маленькие радости, это тревожный звонок. И пусть я лишь любитель в игре, StarCraft научил задавать вопрос: "Чего ты хочешь - больше минералов или победить?"











Также по теме