1

Стоит ли The Elder Scrolls поучиться у Kingdom Come: Deliverance?

Стоит ли The Elder Scrolls поучиться у Kingdom Come: Deliverance?
Kingdom Come: Deliverance - самобытная игра, однако некие корни и источники вдохновения чувствуются. По эстетике и восточно-европейскому антуражу это, ясное дело, “Ведьмак”, разве что без нечисти. При этом вид от первого лица и полностью заточенная под него боёвка диктуют другие аналогии. Skyrim уж слишком отмороженный (в хорошем смысле этого слова), а вот Oblivion - в самый раз. Да: разумеется, без влияния легендарной франшизы The Elder Scrolls в творчестве братьев-славян не обошлось.

Восторг некоторых игровых журналистов не знает пределов, причём не только у нас и в Восточной Европе, но и за морем-океаном - в Америке. Отдельные СМИ уже утверждают, что Bethesda во многих аспектах стоило бы поучиться у Warhorse Studios. Мы же полагаем, что потенциальной TES VI нужно во что бы то ни стало сохранять своё уникальное лицо. Сейчас объясним, почему, а ваше дело - соглашаться или протестовать.

В первую очередь на ум приходит хардкорность. Kingdom Come: Deliverance достаточно непроста, выбора уровня сложности нет, и даже сами авторы игры уже признают, что некоторые аспекты пересматриваются. Это прежде всего касается системы сейвов.

В TES всегда можно почувствовать себя неуязвимым героем, а божественная связка quicksave - quickload спасает в любой ситуации, будь то попытка взлома замка, хищения фруктов или же неудачная битва с эпическим монстром. При этом в Kingdom Come потерять полтора часа прогресса - как нечего делать, ведь сохранения есть только при сне, распитии шнапса и на определённых этапах квестов.

Дальше всё уже зависит от пристрастий различных слоёв широкой публики. Кто-то скажет “красота! реализм! хардкор!” и будет заново постигать все трудности бытия в средневековой Богемии. А кто-то, может статься, устал после работы и хочет быть исключительно неуязвимым богоподобным аватаром. Для такого игрока потеря полутора часов развития может означать Alt+F4 и uninstall, то есть экстренное удаление игры во вспышке ярости.

Разумеется, в TES полно своих жутких багов, да и в принципе каждый нормальный геймер знает, что игры Bethesda надо покупать минимум месяцев через 6 после релиза, однако от багов в KCD обидно вдвойне. Кончилась стамина? Или игра тупо не отреагировала на нажатую кнопку удара? Какая разница, грузите сейв тысячелетней давности. И ладно бы только поединки - так ведь можно ещё невзначай застрять в текстуре где-нибудь между дровницей и плетнём, что, опять же, приведёт к потере часа жизни.

Конечно, для фанатов ролеплея в KCD полно явных плюсов. Как, например, выглядит поездка из города в город в Oblivion? Очень просто: 1) сел на лошадь и 2) поскакал. Еда существует как некая бутафория, ведь голода нет, а здоровья она пополняет настолько мало, что любой нормальный человек пользуется только зельями.

В Kingdom Come всё намного сложнее. Перед путешествием надо запастись огромным количеством припасов, да ещё и проследить за тем, чтобы еда была свежей. А всё потому, что fast travel в KCD - не телепортация из точки в точку, а реальная симуляция вашего многотрудного путешествия из города в город - со всеми соответствующими энергозатратами.

Однако здесь-то и кроется подвох. Да, таверны - это реальные таверны: нужно остановиться, перекусить, пополнить запасы провианта, может даже помыться и поспать, но не просто заскочить за парочкой ингредиентов для алхимии. Проще говоря, ролеплей средневековой жизни идёт во всю, но только лишь в одной роли - Генри.

То ли дело - The Elder Scrolls: по традиции, вы всегда начинаете в роли узника, но этим узником может быть хоть темнокожий редгард (респект Bethesda за добавление этой расы во вселенную TES за много лет до сегодняшнего набившего оскомину нытья о политкорректности), хоть котоподобный хаджит. Или кошкоподобный хаджит, ведь и свободный выбор пола никто не отменял.

Тут нельзя не вспомнить пример “Ведьмака”. Геральт из Ривии - универсальный персонаж: он и мастер клинка, и знаток алхимии, и специалист по подбору ключей - к женским сердцам. То есть воин, философ и обольститель в одном флаконе. Ну кому б не хотелось быть таким в реальной жизни!? Генри при этом весьма специфический тип: раздолбайский сын кузнеца, которого лишь жуткие обстоятельства вынудили взяться за голову. Не каждому захочется себя с таким отождествлять.

К чему эта длинная цепочка рассуждений? А к тому, что Bethesda уже сделала опасный шаг в сторону зашоренности персонажа в своей последней большой RPG - Fallout 4. Главный герой ищет потерянного сына, причём связано это с массой эмоций семейного характера. В такой ситуации отыгрывать, например, беспринципного постъядерного рейдера становится несколько неудобно. Вот вы режете головы за пару крышек, а вот через минуту вы уже с придыханием спрашиваете “а где ж мой сынулька?”. Стыдоба, да и только.

В TES VI такого не должно быть, ведь Тамриэль - это мир полной свободы. Сейчас может возникнуть такая ситуация, когда Bethesda взглянет на беспрецедентный успех 2А-проекта от (теперь уже получается) конкурирующей чешской конторы, и задумается “хммм, а не сделать ли и нам полностью фиксированный, зато идеально прописанный нарратив, чтобы TES никто не обвинил в застое?”.

В конце концов, так и было с экспериментальной The Elder Scrolls Adventures: Redguard, в которой вы - некий Сайрус, ищущий свою сестру Изару, но 1998-й год мало кто помнит.

Также по теме