0

Обзор Metal Gear Survive: выживайте, но не из ума

Обзор Metal Gear Survive: выживайте, но не из ума

Есть ли жизнь на Марсе? Таким вопросом задавалась ещё советская пресса. Современные игровые СМИ интересуются чем-то похожим: есть ли Metal Gear Solid без Кодзимы? Отвечаем сразу: нет. Именно Metal Gear Solid - нет. Но если не включать MGS-фэнбоев, не вооружаться факелами и вилами, и не выходить в крестовый поход против Konami, можно обнаружить ряд весьма любопытных вещей.



Тотальная конверсия

Ежели всё-таки решили поиграть, невзирая на весь анти-хайп, главный вам наш совет: абстрагируйтесь. Забудьте о бренде MGS, и пусть божественно сияющее лицо с неуловимо бурятскими чертами временно изгладится в вашей памяти. Да, в открывающем синематике аж секунд 15 показывают самого Твёрдого Змея, но это не Metal Gear. Забудьте. Забыли? Тогда продолжаем.

Было в постсоветской России такое явление - конверсия, когда предприятия, всю жизнь выпускавшие запчасти для танков и пулемётов, внезапно занялись кастрюлями и сковородками. MG Survive - очень похожий случай, только не всё уж так плохо. Был тактический шпионажный экшн, заточенный под стэлс, где на “жалкий” АК без глушителя и модов вы даже не посмотрите, а стал сюрвайвал, в котором любой ствол и патроны - на вес золота, а от холодного оружия вы не откажетесь даже в конце игры.

Механика геймплея поменялась до неузнаваемости: да, иногда лучше вырубить в стэлсе одного аномально-кристаллического зомби, чтобы не сагрить всю пачку, но большинство ключевых моментов игры - это чистой воды тауэр дефенс, в котором вы расставляете различные ловушки, преграды и турели, а затем сами принимаете активное участие в зачистке волн нечисти. Даже лэйны наступления тварей показывают красным пунктиром.

Христофор Колумб в Пыли

Но не беспокойтесь, Metal Gear: Survive - это не Orcs Must Die и не Sanctum, в которых вы занимаетесь исключительно защитой своего “сердца подземелья” в замкнутых уровнях, и ничем другим. В Survive вы ещё исследуете враждебный параллельный мир, что реализовано на удивление добротно.

Имейте в виду: первые шаги будут даваться с трудом. Как ни странно, если брать что-то из недавнего, параллели можно провести с Kingdom Come: Deliverance. Как и Генри, в начале ваш кастомный персонаж - полнейший лох. Смиритесь с этой данностью. Даже победа в эпической битве с двумя вонючими койотами будет казаться чем-то великим. Что неудивительно, когда из оружия - только ржавая заточенная труба.

Достаточно быстро вы поймёте, что относительно “нормальные” участки (если так вообще можно выразиться о параллельном мире, в котором неизвестный космический вирус поднял мертвецов на ноги) - это ещё цветочки. А ягодки начинаются в Пыли. Внушительные куски карты покрыты серым туманом: мало того, что не видно ни зги, так ещё и мобильный сигнал теряется. На карте вы не видите себя, а в самой игре - электронные маркеры, которые расставляли по GPS. И новые конечно тоже не ставятся.

В результате приходится ориентироваться по “достопримечательностям” - здесь водонапорная башня с неба упала (параллельный мир засасывает объекты из нашего), там - кусок искорёженного автомобильного моста. Такая “куриная слепота” сначала неимоверно бесит, а затем столь же сильно затягивает.

“Зачем вообще ходить в Пыль?” - спросите вы. Очевидно: это как дарк зона в The Division - весь самый вкусный лут только там. Плюс ключевые сюжетные квесты, так что не отвертеться. Да и незачем: немного заматерев и освоившись, вы уже сами будете стремиться в Пыль за хабаром, а какая-нибудь будка охранника или куча старых покрышек станет ориентиром более надёжным, чем любой GPS-маркер.

К тому же в Пыли бывает очень красиво (для любителей мрачной эстетики конечно) - попадаются великолепные порождения больной японской фантазии, похлеще “обычных” зомби. Всё, не спойлерим, не спойлерим.

Садовое товарищество “Металлическая шестерня”

Окатим ведром ледяной воды тех, кто хотел проходить MG: Survive с друзьями-товарищами - не выйдет. И мы даже понимаем, почему Konami так сделала. Поначалу игра кажется Dark Souls-сложной, но стоит вам обзавестись хотя бы нормальным луком и коктейлями Молотова - это не говоря уже о дробовиках и штурмовых винтовках - как вы начинаете буквально издеваться над несчастными Странниками (так в игре именуются зомби).

Иначе говоря, прохождение сюжетного режима в компании приятелей было бы непростительно лёгким. Konami старается создать саспенс в стиле хорроров, и в самых тёмных подвалах самых старых руин ей это даже иногда удаётся. Ну а с друзьями весь ужас быстро бы сошёл на нет в ходе троллинга тупых зомбаков, которые зачастую предпочитают упереться в полутораметровую секцию забора, нежели чем сделать два шага в сторону и загрызть вас.

Таким образом, кооп в Metal Gear: Survive превращается в те самые Orcs Must Die и Sanctum. Вас и ещё троих человек спавнит в определённой локации, даётся небольшое время на подготовку препятствий и ловушек, после чего вы приступаете к защите “сердца подземелья”, то есть в данном случае sci-fi харвестера, добывающего энергию параллельной вселенной.

Радует то, что все энергоресурсы, лут и прокачка персонажа переносятся в сингл. Застряли по сюжету? “Сложнаааа”, как выражалась одна очень известная в позапрошлом сезоне стримерша? Сгоняйте в кооп, и там для вас донат, который все сейчас так ругают, раскроется словно бутон благоухающей розы. Дело в том, что в Metal Gear Survive нет PvP, и донатеры будут не разжигать костёр под вашим пуканом, а наоборот - помогать в прокачке. Совсем как в Warframe.

Таймер на таймере и таймером погоняет

Похвалили, а теперь покритикуем. Откроем вам небольшой секрет: некоторое время MG: Survive с точки зрения автора балансировала на грани пропасти “играть невозможно, 0 из 10”, и только положительные стороны спасли её от краха. Дело в том, что в Survive чуть ли не самая жестокая система голода/жажды, хуже только в Conan. Простите за выражение, но жрёт ваш подопечный как скотина.

Лишь генитальные варвары, умирающие голодной смертью, не поев личинок каждые 8 секунд, раздражают больше. Первое время кажется, что еды и воды не будет никогда. И в этот же момент вас отправляют в Пыль, где вы в пароксизме бешенства обнаруживаете третий таймер - Кислород в дыхательной маске. Возникает ощущение, что Konami просто хочет продать вам пищу за реал.

На самом деле, есть несколько простых правил, которые обеспечат вас едой на всю жизнь, о чём мы расскажем в ближайшее время - опубликуем гайд выжившего (из ума). Но даже при соблюдении этих правил зайти в инвентори раз в 2 с половиной минуты и поесть/попить - совершенно нормальное дело. Если вас смущает такой микроменеджмент, дважды подумайте о том, нужна ли вам вообще эта игра.

Не Metal Gear, но Survive

И в заключении всё же сравним MGS(urvive) и MGS(olid) V. В первую очередь в глаза бросается картинка на движке Fox. Несколько лет назад она казалась вполне достойной, сегодня - откровенно устарела. Мало того, Konami поленилась не только перерабатывать движок, но и текстуры, и интерфейс последней части приключений Твёрдого Змея.

Всё усугубляется тем, что Дите, мир Survive - пустыня, и во многих местах она напоминает до боли знакомый Афганистан из MGS V: такие же заборы, грядки, глинобитные постройки. Суровая аскетичная архитектура советских военных баз тоже никуда не исчезла. Понятно, что все визуальные активы принадлежат Konami, а не ушедшему со скандалом Кодзиме, но выглядит такая халтура неприятно.

Резюмируя: самым яростным фанатам Снэйка лучше пройти мимо, объяснять что-либо бесполезно. Зайдите на Metacritic и почитайте, как там брызжут ядом. Хотя людей можно понять: это действительно больше НЕ Metal Gear, а очень большой и вполне качественный total conversion мод на его основе.

И немного ИМХО: я лично играл в Metal Gear и на “Денди”, и на оригинальной PlayStation, и MGS V не пропустил (на ПК). От всего в восторге, при этом и Survive у меня отторжения не вызвала. Так что если вы считаете себя человеком широких взглядов, отчего б не попробовать на свой страх и риск? Как сырое мясо волка, которое может как вызвать жутчайшую диспепсию, так и утолить вечный голод.

+ Если абстрагироваться от Metal Gear, получается на удивление неплохая смесь симулятора выживания, исследования открытого мира и tower defence
+ Чувство развития персонажа: от жалкого новичка с обрезком трубы к матёрому истребителю зомби со штурмовой винтовкой и связкой гранат
+ Постепенное исследование мира и тщательное планирование каждой экспедиции: никакой автоматической зачистки значков на карте

- Не два, а целых три стремительно истекающих таймера: голод, жажда и кислород. Приготовьтесь жрать, пить и “дышать” в меню каждые 2 минуты!
- Движок Fox во времена MGS V смотрелся ещё достойно, но сегодня картинка безнадёжно устарела
- Дите (мир Survive) по сути является глубокой переработкой Афганистана из MGS V. Konami было лень придумывать что-то по настоящему новое

Оценка: 7 из 10

Также по теме