0

15 "провальных" игр, ставших бессмертной классикой

15 "провальных" игр, ставших бессмертной классикой
Некоторые видеоигры - как хорошее вино: нужны годы, чтобы они превратились из кислого виноградного сока в благородный напиток. Хайп проходит и уходит, критики ставят посредственные оценки и по долгу службы переключают внимание на более громкие проекты. Но потом, через месяцы - или опять же, годы - оказывается, что публика пропустила хит. О 15-ти подобных “бриллиантах в грязи” вам сегодня и расскажет Gmbox.

Vanquish

Японская студия Platinum Games хорошо известна благодаря своим культовым слэшерам, но тут ей вдруг захотелось сделать свою версию Gears of War. На беду, рынок шутеров от 3-го лица на тот момент был переполнен. Однако время шло, и у Vanquish сформировалась своя преданная армия фанатов. Благодаря их требованиям Platinum даже сделала отличный ПК-порт: улучшенная графика, железные 60 FPS и так далее.

Okami

Изначально это был громкий PS2-эксклюзив, задуманный как конкурент “Зельды”. Журналисты писали восторженные превью, после релиза игра получила высшие оценки. Всё шло как по маслу, но к концу 2006 года было продано всего 600 тыс. дисков. Провал. Дальше - как с Vanquish. На всяческих распродажах игра обрастала поклонниками, и в результате был сделан не один, а целых два ремастера: на PS3 и (совсем недавно) для консолей текущего поколения и ПК.

Fahrenheit

В 2005-м году жанр интерактивного кино был чем-то новым и странным. В СМИ конечно отметили оригинальность проекта, но геймеры тогда так и не поняли - что за жанр? В результате о коммерческом успехе и речи быть не могло. Менее смелая студия испугалась бы, но Quantic Dream продолжала настаивать на своём. В результате безусловный хит Heavy Rain разошёлся миллионными тиражами, а потом и ремастер Fahrenheit подоспел.

Demon’s Souls

Ох и странно об этом говорить, но родоначальница блистательной династии Souls была гадким утёнком. У себя на родине Sony выбросила диски на полки без всякой рекламы, а международные права за бесценок продала Namco. Почему? “Это д@рьмо” - как-то раз сказал о Demon’s Souls вице-президент Шухей Йошида. А потом тысячу раз пожалел, и приложил огромные усилия, чтобы Bloodborne стала PS4-эксклюзивом.

Beyond Good and Evil

Мишелю Анселю поднадоел простенький Rayman, ему хотелось сделать что-то эпическое в открытом мире. Так была задумана трилогия Beyond Good and Evil. Разработка первой части заняла 3 года и съела внушительный кусок бюджета Ubisoft - а коммерческие результаты оказались так себе. Open world-исследование, экшн от 3-го лица, стэлс, платформер - для геймера тех дней слишком много всего в одном флаконе. Но прошло всего каких-то 14 лет, и компания объявила о продолжении. Сообщество ценителей постоянно росло, и хорошие продажи ремастера для PS3 и X360 лишь подтвердили это.

Nier

Седьмая вода на киселе, то бишь игра, базирующаяся на пятой альтернативной концовке Drakengard - неужели хоть кого-то мог удивить провал столь нишевого проекта? Сюжет был такой, что сам чёрт ногу сломит, да и графика для новеньких PS3 и X360 была слишком слабой: одним словом, пастген. Большинство буквально плевалось, но что-то такое в этом проекте было - некоторых зацепило. Идею не стали хоронить, и это замечательно, ведь впоследствии она разрослась до безусловно успешной Nier: Automata.

Alpha Protocol

К огромному сожалению, Sega не хватило терпения, и компания радикально сократила сроки разработки. В результате Obsidian пришлось выдать во многом сырой продукт: экшн и стэлс плохо работают и по сей день. Однако интрига, квесты и ветвящийся сюжет достойны Obsidian. Выбор союзников, решения в побочных заданиях, ни к чему не обязывающие ответы - у всего этого могут быть далеко идущие последствия. В результате игра 2010 года до сих пор показывает неплохие результаты на распродажах в Steam: геймерам хочется узнать, что же там за “провальный” шпионский экшн был у создателей Fallout New Vegas?

Ico

Считается, что это одна из первых игр, в которой был применён эмоциональный сторителлинг. Sony провела масштабную рекламную кампанию, но продажи составили всего 500 тыс. штук. Релиз более-менее совпал с Devil May Cry и Grand Theft Auto 3, и геймерам явно больше нужно было насилие. Однако некоторых “зацепило” в эмоциональном плане, спрос на такие игры появился, и в результате Shadow of The Colossus, наследница Ico, стала безусловным хитом.

God Hand

Студия Clover приходила в себя после коммерческого провала Okami, и перед ней поставили задачу: сделать нечто бюджетное, но популярное. Таким проектом стал броулер God Hand. Однако получилось ещё хуже: всемогущий IGN выставил 3 из 10, об игре очень быстро забыли. Между тем, в God Hand впервые были применены смешные over-the-top приёмы, вроде чёткого пинка, отправляющего супостата прямиком в стратосферу. Потом такие техники единоборств проникли в куда более успешные игры, вроде той же Bayonetta.

Jade Empire

Все привыкли к тому, что Bioware - это Mass Effect и Star Wars: KOTOR, однако был у компании ещё один проект. Кунг-фу, фэнтези, магия, азиатская эстетика, богатый лор - в общем, отличная смесь. Всё действительно качественно, никаких проколов. Кроме одного. Игру сделали эксклюзивом для Xbox незадолго до выхода X360. Jade Empire чуть не умерла вместе с системой. Впоследствии состоялся релиз на ПК, и уникальная RPG всё же получила свою долю внимания.

Enslaved: Odyssey To The West

Отличная даже по нашим временам графика, интересная парочка персонажей (воин-акробат и хакерша-специалист по робототехнике), мощная слэшерная механика, постапокалиптическая Земля, на которой машины давно уже стали главными - казалось бы, все слагаемые успеха присутствуют. Но нет. Что самое интересное, критики до сих пор не могут установить конкретную причину слабых продаж на релизе. Может, просто не повезло?

Spec Ops: The Line

Перед релизом издатели пиарили свой продукт как ещё один шутер от 3-го лица с прилипанием к укрытиям - разумеется это не помогло. Рынок уже был перенасыщен подобными продуктами. При этом Spec Ops рассказывала весьма интересную историю: оказывается, спецназовцы самого демократического государства на земле могут быть не только безупречными спасителями мира, но и простыми разгребателями тех жутких проблем, которые их же правительство и создало. Со временем геймеры стали уважать Spec Ops: The Line за такую честность.

Deadly Premonition

Один из самых странных феноменов в современной истории игропрома. Плохой конкурент хоррора и детективной истории а-ля Silent Hill и Fahrenheit вышел в качестве эксклюзива на X360 - и сразу же умер. Но потом воскрес: порт на PS3 и ПК показал приличную динамику продаж. Это один из первых случаев “так плохо, что аж хорошо”. Люди смотрели на ютубе смешные видео по Deadly Premonition, и потом с удивлением обнаруживали, что уже покупают игру.

KIller is Dead

Утончённый охотник на вампиров и прочую нечисть, который работает в конторе Мистера Ти (или Баррета из Final Fantasy VII), где также обретаются симпатичные девушки в костюмах полицейских и медсестёр - ничего необычного, просто продукт сознания скандального геймдизайнера Suda51. К сожалению, даже в Японии посчитали, что слишком много “японщины” (17 700 копий в первую неделю после релиза, еле-еле пятое место в топ-5), что уж там говорить о западе. Конечно, со временем геймеры раскусили крепкий орешек, и теперь Killer is Dead считается элитной классикой слэшеров “не для всех”.

Psychonauts

Геймдизайнер Тим Шейфер поступил очень хитро: он создал многослойную игру, в которой под внешним обликом 3D-платформера для всех возрастов скрывались истории безумия и весьма недетских трагедий. Проблема в том, что геймерам тогда не хотелось копать в поисках глубинной сути - им только очередной дешёвый клон San Andreas подавай. В результате “Психонавты” разошлись всего-то в 100 тыс. копий. Но слава их постепенно росла. Double Fine портировала игру сразу на несколько платформ, где она показала неплохие результаты. Это позволило мистеру Шейферу оправиться от финансового удара, который чуть не привёл его к банкротству. Ну а теперь уже Psychonauts 2 находятся в разработке, причём деньги собраны при помощи краудфандинга.

Также по теме