0

Обратная сторона VR: что будет, если застрять в виртуальности

Многие поклонники систем виртуальной реальности наверняка интересовались тем, как долго можно пробыть в VR. Увы, ответ не очень обрадует...

Обратная сторона VR: что будет, если застрять в виртуальности
Многие поклонники систем виртуальной реальности наверняка задавались вопросом, как долго можно пробыть в VR, наслаждаясь фантастической иной реальностью? Увы, ответ - не очень долго. Производители популярных хэдсетов советуют делать перерывы в 10-15 минут через каждые полчаса. И совет этот - не просто мера предосторожности. Зафиксировано масса негативных эффектов, которые может оказать VR на ваше тело и разум.

Самое известное длительное пребывание в VR совершил Дерек Уэстерман из США. Парень провёл в виртуальной реальности 25 часов. Для достижения рекорда он выбрал шлем HTC Vive и приложение Tilt Brush, где можно рисовать объёмные изображения в трёхмерном пространстве. Спустя 17 часов нахождения в VR Дерека стошнило.

Разработчики предупреждают, что использование шлема виртуальной реальности может вызвать следующие симптомы: припадки; потеря сознания; резь в глазах; подергивание глаза или спазм мышц; непроизвольные движения; изменение зрительного восприятия, размытое зрение или удвоение изображения или иные нарушения зрительного восприятия; тошнота; дезориентация; нарушенное чувство равновесия; нарушенная зрительно-моторная координация; повышенное потоотделение; повышенное слюноотделение; головокружение; ощущение дискомфорта или боли в голове или глазах; вялость; утомление; или иные симптомы, аналогичные морской болезни.

Также как и с ощущениями, которые люди могут испытывать после того, как они покинули круизное судно, так и побочные эффекты посещения виртуальной реальности могут иметь длительный эффект и проявляться через несколько часов после использования шлема. Такие побочные эффекты могут включать в себя указанные выше симптомы, а также повышенную утомляемость и снижение способности восприятия нескольких источников информации. Такие побочные эффекты могут подвергнуть вас повышенному риску получения травм в ходе нормальной деятельности в реальном мире.

Людям со слабым вестибулярным аппаратом стоит использовать VR реже остальных. В группе риска также пользователи, страдающие эпилепсией и нарушениями зрения. Рекомендуют проводить погружение в VR с осторожностью беременным женщинам, пожилым и людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Может возникнуть проблема деперсонализации, когда после погружения в виртуальную среду физическое тело может показаться нереальным. Опыты полного погружения оказывают очень сильное влияние на человеческое поведение и психику. Подобно тому, как мозг человека может обмануть его, посылая сигналы о боли в несуществующей конечности, в виртуальной реальности можно обмануться, думая, что мы – это наши аватары. Также у людей с психологической уязвимостью использование VR может вызвать различные психические расстройства.

Интересно, что эта проблема перешла в современные устройства из шлемов предыдущего поколения. Так, в 1995 году студентка Чикагского Университета приняла участие в эксперименте, в ходе которого она провела несколько часов в виртуальной реальности. В целом, шлем оставил у девушки очень приятное впечатление. Однако по окончании эксперимента студентке захотелось выпить газировки. Должно быть, бедняжка удивилась, когда обнаружила, что льёт напиток себе в глаз вместо рта.

Для описания всего спектра негативных ощущений от погружения в виртуальные даже придуман специальный термин — «киберболезнь». Джон Кармак, технически директор Oculus VR, открыто признаёт проблему. В Samsung и вовсе советуют воздержаться от использования Gear VR в случае обнаружения у себя симптомов, и не рекомендуют давать шлем детям до 13 лет. Большинство причастных к разработке технологии объясняют это относительно низким разрешением и частотой смены кадров.

Также по теме