0

Днище "Оскаров": помогут ли игры?

Видеоигры могут стать не просто соломинкой, а целой дверью для Голливуда: даже Лео поместится.

Днище "Оскаров": помогут ли игры?
Кто проживает на дне океана? Оскар-2018. Главную церемонию награждения в мировом кинематографе посмотрело “всего” 26,5 млн человек. Само по себе количество всё ещё впечатляет, но вот падение на 20% по сравнению с прошлым годом не на шутку обеспокоило индустрию. Предыдущий антирекорд был установлен в 2008-м году: бушевал глобальный экономический кризис, только-только завершилась забастовка голливудских сценаристов, на организацию церемонии оставалось всего полтора месяца. И всё равно: её посмотрело 33 миллиона человек.

Сегодня мировая экономика и Голливуд чувствуют себя вполне неплохо, при этом зрителей на 6 с лишним миллионов меньше. В общем, тенденция ясна. В чём же дело? Церемонию награждений вёл знаменитый Джимми Киммел, начиналась она в прайм-тайм (8 вечера), денег на организацию было потрачено немеряно. Так почему зрителей так мало?

Причин несколько. Одна из наиболее очевидных - чудовищный хронометраж: 4 часа. Далеко не у каждого киномана хватит терпения высидеть столько, ведь это почти как половина оригинальной трилогии “Властелин колец”. К тому же эксперты обратили внимание на содержание речей благодарных звёзд экрана, режиссёров, сценаристов и прочей киношной братии: сплошная политика и острые социальные вопросы.

Всё это усугубляется тем, что сейчас есть только один острый социальный вопрос: женский. Справедливая оплата труда, харрасмент, равноправие полов - в общем, вся та канитель, которая началась ещё с Харви Вайнштейна и продолжается уже больше года.

А теперь совсем простая гипотетическая ситуация: представьте, что вы - среднестатистический гражданин США. И не оголтелый левак, готовый падать ниц перед каждым трансгендером, и не хардкорный правый рэднек, чьи локти забиты паутинами аж с 5-ти летнего возраста. Обычный человек. Было бы вам интересно смотреть 4-х часовое шоу, которое якобы посвящено кино, а по факту является сплошной критикой Трампа и неприкрытой феминистской пропагандой? Вряд ли. Отсюда и рекордное падение аудитории на 20%.

Новая картина нашла отражение и в социальных сетях. В прошлом году церемонию Оскара в ходе проведения самой церемонии (деление вселенной на 0) упомянули в Facebook, Twitter и Reddit 3,7 млн раз. В 2018-м за 4 часа было на 1,2 млн упоминаний меньше. Тут стоит сказать, что “Оскары” лишь повторили тенденцию, которую наметила церемония Грэмми.

Грабли ровно те же самые: слишком много политики, актуальной социальной повестки, воинствующего либерализма. А в результате - меньше 20 млн зрителей, то есть падение на 25% всего лишь за год. Ещё раз: задумайтесь не о цифрах, а о том, что они означают в действительности. Какой-то сезон - и четверти аудитории как не бывало.

На секунду отвлечёмся от темы кино и отметим, что спорт тоже не смог избежать этого поветрия. Целый ряд темнокожих игроков в американский футбол отказывается в знак протеста петь гимн США, а вместо этого опускается на одно колено: мол, у нас многомиллионные гонорары, но всё равно наблюдается угнетение, как во времена чёрного рабства. Разумеется, некоторым белым зрителям это не очень по вкусу. В результате аудитория финала Super Bowl составила “всего” 103 млн человек - рекордный минимум с 2009 года.

Возвращаясь к кинематографу: всё это наталкивает на печальные мысли. Как дальше развиваться “Оскарам”, как не растерять зрителей окончательно? На самом деле, выход из наметившегося тупика есть. И на все последующие мысли нас натолкнула “Форма воды”, которая получила и “Лучшую кинокартину”, и “Лучшего режиссёра”. Как вы, вероятно, знаете, этим режиссёром стал никто иной, как Гильермо дель Торо. Для киноманов это, несомненно, талант, но один из многих. Ну а для геймеров это, в первую очередь, большой друг Хидео Кодзимы. Дель Торо уже полностью оцифровали и поместили в Death Stranding - в общем, хайп нарастает.

И ответ напрашивается сам собой: один из самых реалистичных для Голливуда способов привлечь новых зрителей - игры. Многие крупные бизнесы спят и видят, как бы охватить аудиторию 15 - 30 лет, которая всё меньше реагирует не только на традиционные медиа, вроде телевидения, но и меньше ходит в кинотеатры. Зачем? Ведь всё есть в Netflix. А если нет, то появится в ближайшие месяцы.

Качественные фильмы по играм могут переломить ход событий. Предположим, выйдет Tomb Raider с Алисией Викандер - многие геймеры наверняка пойдут в кинотеатры, и не будут дожидаться, пока фильм доберётся до стриминговых платформ. Быть в теме, обсуждать новинку, пока она ещё актуальна - вот главная движущая сила.

Тут следует вспомнить о том, как создатель A Way Out послал Оскары на три буквы: прямым текстом, в ходе Game Awards. И это не просто слова отдельно взятого эксцентричного творца, а отражение реальности. Индустрия игр на подъёме, а Голливуд действительно стагнирует.

Однако проблема в том, что катализатором симбиоза должны стать качественные фильмы по играм. С упором на “качественные”. А таких всё ещё очень мало. Невзирая на Фассбендера, Assassin’s Creed показал неудовлетворительные результаты, а Warcraft не провалился лишь благодаря Китаю. Если копать глубже и удаляться в прошлое, можно найти немало провалов вроде многострадальной Bloodrayne, и лишь единичные примеры успеха - такие, как Mortal Kombat.

Если говорить о текущем моменте, то сейчас вся надежда на госпожу Викандер, которая стала новой инкарнацией Лары Крофт. Достаточно одной по настоящему успешной картины, чтобы Голливуд понял: экранизации видеоигр - новый денежный мэйнстрим, а не нишевый продукт для неплатёжеспособных обитателей бабушкиных чердаков.

Также по теме