0

5 случаев, когда из игр делали козлов отпущения

Искать ключи удобнее под уличным фонарём, а не там, где они действительно потерялись.

5 случаев, когда из игр делали козлов отпущения
Скандалы с насилием и прочими непотребствами в видеоиграх стары как мир - вернее, как игровая индустрия. Они периодичны, словно волны прилива и отлива в океане общественного мнения, так что Дональд Трамп со своим “они же формируют сознание нашей молодёжи!” далеко не первый. И не последний. Мы в Gmbox решили вспомнить 5 наиболее ярких случаев, когда видеоигры превращали в козлов отпущения.

DOOM обвинили в массакре в университете Columbine

Если уж и говорить о периодичности, то массовая стрельба в учебных заведениях - это одно из самых любимых развлечений ментально нестабильных американцев. В ходе печальных событий в Columbine High School в 1999-м году два юных маньяка переплюнули всех своих предшественников по количеству убитых. Беда в том, что юноши на процессе сами дали подсказку разгневанному обществу.

Они прямо заявили, что являются большими поклонниками Wolfenstein 3D, Duke Nukem и Doom. В Wolfenstein истребляются нацисты, что весьма похвально с общественной точки зрения, Duke слишком уж несерьёзный и юморной, а вот Doom как раз и стал козлом отпущения.

Специфика адового детища id Software заключалась в том, что оно - в отличие от двух прочих упомянутых культовых шутеров - заигрывало с темами тяжёлого металла и даже сатанизма. Сейчас это сложно себе представить, ибо популярность подобной музыки и главного библейского врага сошла на нет, однако накануне нового миллениума экстремальный металл в Америке стал чуть ли не мэйнстримом.

Таким образом, Doom превратился в универсальную страшилку 2 in 1: тут вам и стрельба с насилием, и окаянный метал с сатанизмом. Только чудом id Software удалось избежать жёстких ограничений продаж.

Абсолютно всё в GTA, но главное - Hot Coffee

GTA ещё со времён плоских спрайтов обвиняли в беспрецедентном цинизме и насилии, однако критики всё никак не могли найти, к чему бы конкретному придраться. И тут всплыл так называемый Hot Coffee mod - скрытые секс-сцены в GTA: San Andreas. “Секс” был, прямо скажем, отвратительным: малополигональным, плохо анимированным, а самое главное - все партнёры всегда были полностью одеты.

Но и этого хватило, чтобы разгневать “футбольных мамочек”. В результате прокатившейся волны общественного возмущения, ESRB присвоила GTA: San Andreas самый жёсткий рейтинг - Adults Only, то есть только для взрослых. Это означало, что коробку с диском больше нельзя было продавать в нормальной рознице: только в маленьких теневых магазинчиках, как порнографию.

В Rockstar поняли, что зашли слишком далеко со “случайно” оставленными пикантными сценами - со всех последующих прессов San Andreas скандальный мод убрали. ESRB сжалилась и вернула рейтинг 18+, позволяющий продавать игру в обычных магазинах.

Канал Fox News назвал Mass Effect “секс-симулятором”

Как вы уже могли убедиться, если и есть какое-то пугало пострашнее насилия, то это секс. Конечно, ведь из-за проклятых видеоигр драгоценное дитятко может раньше срока узнать, что все теории с аистами и капустами - не более чем наглая ложь. Поэтому канал Fox News, стоящий на страже общественного спокойствия, поспешил назвать Mass Effect “секс-симулятором”.

При этом ведущая Купер Лоуренс поступила в лучших традициях советских литературных критиков: не читал, но осуждаю. Девушка призналась, что сама не играла в игру, однако “знающие люди” сказали ей, что Mass Effect - это как порнография.

Всё закончилось после письма вице-президента ЕА в Fox, в котором он заявил, что инсинуации телеканала оскорбляют творческий коллектив мужчин и женщин, годами работавших над Mass Effect. Представитель ЕА подчеркнул: критики восхваляют игру за высокие креативные стандарты, а не за сцены сомнительного характера. В Fox поняли, что скандал не получается раздуть до желаемого масштаба, и сами же замяли его.

Реальное убийство, косвенно связанное с Manhunt

И конечно же мы не могли пройти мимо Manhunt. Уже в стадии проекта игра была настолько скандальной, что из-за неё в Rockstar разгорелась небольшая гражданская война: люди, которые ещё вчера делали циничную GTA, понимали, что сегодня уж точно пересекают черту. В результате некоторые даже покинули студию.

Кошмарная игра, вдохновлённая снафф-фильмами (запретный жанр хоррора, в котором всё насилие абсолютно реально - вплоть до летального исхода) всё же вышла на рынок. И сразу же стала объектом нападок со стороны всех общественных организаций.

Апогеем стало жестокое убийство британского тинейджера по имени Стефан Пакира. В качестве одного из важных вещдоков по данному делу полиция присовокупила коробку с Manhunt. И началось. Внимание со стороны масс-медиа было нереальным, крупные британские сети Game и Dixons почти сразу же убрали игру с полок.

И только через несколько недель травли и охоты на ведьм следствие сочло нужным уточнить: копия Manhunt принадлежала _жертве_, но никак не убийце. Скандал стал сам собой сходить на нет.

Ультра-насилие Mortal Kombat привело к созданию ESRB

Сегодня почти каждый геймер знает, что на западе существует некая комиссия ESRB, которая лепит на игры наклейки с возрастными рейтингами. Но далеко не все отдают в себе отчёт в том, что внушительный регулирующий орган - со своим зданием, массой работников, методиками классификации и т.д. - был создан благодаря одной-единственной игре. Mortal Kombat.

До него видеоигры воспринимались по большому счёту, как игрушки. Никто и не задумывался о регулировании, как на ТВ или в полнометражном кино. Однако пришёл Mortal Kombat, принёс с собой ворох кишок и вырванный позвоночник, и сказал “вот это точно НЕ для детей”. Всё усугублялось тем, что в рекламе компания Midway использовала даже не тинейджеров, а детей. Ничего не подозревающие родители покупали коробку своим малолетним чадам, полагая, что там очередной невинный файтинг вроде Street Fighter. А там - такое… Начался полномасштабный скандал.

Индустрии ещё крайне повезло, что влиятельный сенатор Джо Либерман проявил удивительное благоразумие в море общественного негодования. Он заявил: либо видеоигровая индустрия сама создаёт комиссию, которая будет присваивать развлекательной продукции возрастные рейтинги, либо такое регулирование будет навязано правительством - в принудительном порядке. Мудрые игроделы выбрали первый вариант, в результате чего и появилась ESRB.

Также по теме