0

"Первому игроку приготовиться": надежда только на Спилберга

"Первому игроку приготовиться": надежда только на Спилберга
“Первому игроку приготовиться” появится на экранах российских кинотеатров в самом конце месяца, буквально через день после мировой премьеры. Мода на 80-е сейчас возвращается: в музыке, в одежде, в кино - да во всём. Даже если вы живёте в ядерном бункере, а перемещаетесь исключительно на танке, хотя бы разговоры о невероятно популярном сериале “Очень странные дела” на Netflix точно не прошли мимо вас. А это ведь тоже 80-е в чистом виде.

Иначе говоря, мудрый Стивен Спилберг знал, что экранизировать. Основой кинокартины послужил одноимённый роман Эрнеста Клайна, увидевший свет в 2011-м году. Предупреждаю сразу, без лайтовых спойлеров не обойдётся. Вы предупреждены, так что поехали дальше. Завязка литературного произведения, прямо скажем, не банальна. Недалёкое будущее США, практически полное исчерпание энергоресурсов, экономический кризис, зверская безработица.

В этой ситуации у большинства людей только одна отдушина - совершенная виртуальная реальность OASIS, многие сектора которой доступны абсолютно бесплатно. Неимущие слои живут в стихийных небоскрёбах из трейлеров, по 15 часов в сутки проводя в “параллельной вселенной”.

Дальше - сюжетный ход прямиком из “Чарли и шоколадная фабрика”, только чуточку мрачнее. Создатель OASIS умирает, и перед смертью оставляет завещание: тот, кто найдёт на бескрайних просторах VR секретную пасхалку, получит в наследство всю компанию. Уловка в том, что все подсказки основаны на культуре 80-х, так что в мире будущего пробуждается огромный интерес к ней.

Скрывать не буду: когда я впервые увидел трейлер (в смысле, не дом-прицеп, а рекламный ролик), я был поражён. Впечатляющий видеоряд, интригующий сеттинг с налётом киберпанка, совершенный VR (а не то, что сейчас: 2 кг на голове, потные глаза и сплошные провода), в конце концов, сам маэстро Спилберг: в общем, Венера в пятом доме, звёзды сошлись на небе, уровень хайпа максимальный.

Впечатления - впечатлениями, но Ready Player One так же не могла не превратиться в рабочую обязанность. О кинокартине подобного рода нужно было разузнать побольше и наваять нечто своё. Разумеется, первое, что выяснилось - это факт наличия романа Эрнеста Клайна, о котором упоминалось в самом начале.

В отличие от юных приверженцев подвёрнутых штанин и низких носков в минус 30 градусов, читать я не разучился, и Ready Player One был незамедлительно раздобыт (для пущей трушности - в оригинале, на английском), дабы было чем заняться долгими осенними вечерами в пригородных электричках.

Предвкушение было - over 9000, а чувство, возникшее по прочтении, лучше всего описать как разочарование. Роман - пустышка. “Ни о чём”, как говорит та самая молодёжь. Кстати, любопытный факт: даже ультралиберальный западный Polygon, который склонен в пароксизме политкорректности не только прощать, но и хвалить ошибки сирых и убогих, отзывается о Ready Player One от Эрнеста Клайна примерно так же. То есть весьма нелестно.

В чём же дело? Есть отличный термин - неймдроппинг. Вот представьте себе, некий собеседник вам говорит: “Вчера видел Киркорова, поздравил с отличным концертом. Потом заезжал на дачу к Галкину - проведать. Вечером Егора Крида встретил в супермаркете, он мне - привет, я ему - как дела” а вы всё ждёте, когда с одной из упомянутых звёзд начнётся увлекательная история.

Но увлекательная история всё не начинается, а продолжается лишь перечисление важных имён. Теперь понимаете? Вот. Это роман Ready Player One. Сплошной неймдроппинг. В зарубежной культуре 80-х я немного разбираюсь - благо, застал сам, ибо в СССР/Россию она пришла с изрядной десятилетней задержкой. Но конечно же господин Клайн разбирается лучше меня (да и лучше большинства западных гиков), чем и спешит похвастаться в своей книге.

Только проблема в том, что это не технический альманах, в котором мудрый старший бро советует, что из олдскула посмотреть/почитать (комиксы)/поиграть, а художественное произведение, призванное увлекать и развлекать читателя. Автор Ready Player One с завидным постоянством об этом забывает.

Да, некая логическая последовательность событий имеется, в VR порой происходят весьма “зрелищные” (не забывайте - речь пока о книге) конфликты, и даже в реальной жизни затворника Уэйда Уоттса находится место подвигу, но… всё это слишком обильно приправлено докучливым неймдроппингом. Ещё раз, я рад за Эрнеста Клайна: он знает даже самые низкобюджетные андеграундные шоу 70-х годов про гигантских роботов из Японии, но не нужно всё время напоминать об этом скучным менторским тоном.

Кроме всяких шуток, надежда теперь только на Спилберга, ибо изначальный материал крайне неблагодарный. Кстати, любопытный факт: в романе есть немало отсылок к фильму “Назад в будущее”. Так что это судьба. Вернее, судьбоносная задача Стивена Спилберга, отвечавшего в своё время за “Назад в будущее”: позитивно закольцевать Вселенную, сделать из… куска пыльной энциклопедии 80-х (выразимся прилично) конфетку.

Трейлер вселяет надежду. Да хотя бы факт наличия Трейсер из Overwatch: ну не было её в 80-х, не было как факта, даже в проекте. А значит, Спилберг себе позволил вольную трактовку литературного материала Клайна, что уже о многом говорит.

Давайте так: если брать по десятибалльной шкале, то роман Ready Player One - это 6 с лишним из десяти. То есть не полный провал: просто он не оправдал взлетевших до небес ожиданий. Но сама тема ухода от реальности в охваченном экономическим кризисом мире вполне интересна - будем надеяться на то, что Спилберг сумел сделать из этого качественное зрелище в своих традициях. Тем более что и первые отзывы западных критиков, сходивших на закрытые показы, весьма положительные.

Также по теме