1

Как сделать шутеры от первого лица не такими скучными

Как сделать шутеры от первого лица не такими скучными
Что формирует представление о современной войне у мужчин в возрасте от 15 до 35 лет? Выпуски новостей? Нет, вряд ли, ведь эти люди не смотрят телевизор. Видеоигры, причём в основном шутеры от 1-го лица - вот правильный ответ. Графика семимильными шагами идёт к фотореализму, при этом изображение войны в морально-этическом плане до сих пор страдает. Проще говоря, с точки зрения реализма событий, игропром не так далеко ушёл от оригинального Wolfenstein.

Об этой проблеме заговорил Эндрю Бэррон, ветеран войны в Ираке и Афганистане, который теперь работает старшим дизайнером и сценаристом в Bohemia Interactive. Выбор спикера вполне логичен, ведь Bohemia - производитель, пожалуй, самого реалистичного шутера современности: Arma 3. Мало того, на основе Arma 3 чешская контора создаёт специализированные симуляторы, которые не продаются широкой публике, а поставляются вооружённым силам НАТО.

Проще говоря, Эндрю Бэррон знает, о чём говорит - как в плане игр, так и в плане реальной войны. Бэррон признаёт, что люди в основном уважают военных, но не имеют и малейшего представления, как современные боевые действия ведутся, и какие у них могут быть побочные эффекты.

На GDC сценарист Bohemia поделился с публикой воспоминаниями из разряда чёрного юмора. В 2011-м году он был в Сангине - это город в провинции Гильменд, вокруг которого разворачивались самые кровавые бои за всю историю афганской войны. Как-то после особенно жарких событий один знакомый морпех США сказал Бэррону: “Это совсем не то, что я ожидал. Думал, всё время буду делать героическое дерьмо, как в Call of Duty”.

Вот яркий пример того, как игры создают неправильное впечатление о войне. Причём не у гражданского, который никогда не столкнётся с боевыми действиями, а у человека, который целенаправленно избрал карьеру в армии.

Бэррон приводит весьма любопытную аналогию. Предположим, киностудия решила сделать фильм о любви, но так получилось, что сфокусировалась полностью на сексе. В конечном итоге вышла порнография: тоже интересно, но вовсе не то, что задумывали изначально. Современные шутеры совершают ту же ошибку: сплошная стрельба и ничего более, хотя современные конфликты намного более разноплановы.

Это может показаться странным, но сегодня огромную роль играет локальная дипломатия, то есть умение находить общий язык с местным населением. В идеале подобные навыки должны быть у каждого солдата: не стоит думать, что умение говорить должно быть присуще только министру иностранных дел.

Бэррон настаивает на реализме в плане морального выбора, так как он тоже стал неотъемлемой частью современной войны. Сценарист Bohemia приводит реальный пример из своего опыта в Ираке. Едет конвой, впереди широкий мост, дорога проходит под ним, на мосту - двое ничем не примечательных мирных граждан. Буквально через минуту оказывается, что это террористы. Один подаёт сигнал - мол, конвой под мостом, сейчас появится с другой стороны - а второй сбрасывает самодельное взрывное устройство.

Что делать в следующий раз в такой ситуации? Сразу стрелять? А вдруг теперь это действительно мирные граждане? Тогда что - останавливать весь конвой, делать предупредительные выстрелы в воздух и орать в матюгальник, чтобы гражданские покинули мост? Ну а если террористы засели совсем рядом и ждут только полной остановки колонны? Теперь подумайте о том, что на решение вопроса - минута, а на кону человеческие жизни. Сослуживцев и мирных граждан. На добавлении как раз таких запоминающихся, острых моментов в шутеры и настаивает сценарист Bohemia.

Стоит отметить, что сама чешская студия в этом плане, прямо скажем, на передовой. В 2017-м году чехи выпустили более чем странное DLC для Arma 3 (да и для любого шутера от первого лица) - Laws of War. В этом DLC игроку представляют новую фракцию - International Development & Aid Project.

Орудия труда “Международного проекта помощи и развития” - не пулемёты, установки залпового огня и штурмовые вертолёты, а кареты скорой помощи, дроны и прочее оборудование по обезвреживанию минных полей. IDAP пытается смягчить ужасы войны. Кстати говоря, 177 тыс. долларов от продаж Laws of War переданы совершенно реальному Красному Кресту. Вот вам, пожалуйста: другой взгляд на современные конфликты.

Но здесь, скорее, речь об оригинальном подходе, а не о моральном выборе: ясно, что видеоигровой аналог Красного Креста должен помогать людям. Даже тяжело раненным террористам, без вариантов. Если возвращаться к вопросу, Бэррон предлагает обратить внимание на игровые механики квестов Telltale Games: вот уж где заставляют делать сложнейший моральный выбор за считанные секунды. Сценарист Bohemia считает, что такие запоминающиеся моменты пойдут на пользу современным ААА-шутерам, попавшим в ловушку самокопирования.

Ещё один характерный пример, который привёл Эндрю Бэррон, это This War of Mine. Конечно, речь идёт не о высокобюджетном шутере, а об инди-проекте с двухмерной графикой, но он лучше других продемонстрировал прописную истину: самую высокую цену в любой войне платят мирные граждане.

Без страшных воспоминаний Бэррона в плане подтверждения данной аксиомы не обошлось. В Сангине талибы отмечали закопанные взрывные устройства почти незаметными кучками камней, чтобы предупредить афганцев. Со временем между мирными гражданами и контингентом США установилось некое доверие: такое, что морпехам стали показывать, где самодельные мины.

Тогда талибы решили проучить “предателей” - и перестали как-либо отмечать взрывчатку. В результате пострадали все: и мирные граждане, включая детей, и контингент НАТО. В общем, “борцы за правое дело”, которых США столь рьяно поддерживали в битвах против СССР в 80-е как в милитаристическом, так и в идеологическом (вспомните Сталлоне, сбивающего советский вертолёт одной вонючей стрелой) плане, “постарались на славу”.

“Меньше убийств, больше реальной войны” - подытожил своё выступление на GDC Эндрю Бэррон. Что же, со сценаристом Bohemia можно согласиться. Застоявшемуся жанру шутеров от 1-го лица, который уже начал покрываться затхлой болотной ряской, действительно не помешает некий креативный импульс.

Также по теме