0

Как работают ставки в киберспорте

Как работают ставки в киберспорте
По оценкам американских экспертов, объём рынка ставок на киберспорт в 2017-м году составил 3 млрд долларов. Из этой внушительной суммы 38% пришлось на League of Legends, 29% - на Counter-Strike: Global Offensive, и 18% - на Dota 2. Важная ремарка: 3 млрд долларов - это только “белые”, полностью официальные ставки. Размеры подпольной серой империи, в которой используются различные денежные суррогаты (от оружейных скинов CS:GO до биткоина) оценить невозможно.

В любом случае, как говорилось в одном старом меме, “Вот где бабки крутятся”. Так как же всё это работает? Gmbox постарается вам объяснить самым доступным образом, ибо подробное изложение приобрело бы масштабы докторской диссертации.

В первую очередь стоит отметить, что индустрия ещё крайне молодая и несформировавшаяся. Та же самая лига League of Legends существует лишь с 2013-го года, а профессиональной лиге Overwatch вообще всего несколько месяцев. Поэтому в основном на данный момент официальные ставки проходят через крупные конторы, которые всю жизнь занимались традиционным спортом и лишь недавно добавили киберспорт - например, через Bet365 и BetWay.

И совсем уж недавно стали появляться специализированные стартапы вроде Unikrn, которые занимаются исключительно киберспортом. Это что касается “белых” ставок. Однако не во всех странах ставки на спорт (включая кибер) легальны, а зачастую возрастной порог слишком высокий - от 21 года. Что делать юноше 18-ти лет, который уже и алкоголь потреблять может, и права водительские получить, а поставить немного на невинный мультяшный Overwatch - ни-ни?

На помощь приходят “серые” сайты, вроде Loot Bet или Nitrogen Sports. Как мы уже упоминали, они принимают криптовалюты и цифровые вещи - ящики PUBG, скины CS:GO и так далее. У серого беттинга есть один огромный плюс - анонимность… и куча минусов в виде различных полумошеннических схем и совсем уже откровенного кидалова. Достаточно вспомнить нашумевший скандал с Тревором Мартином, который месяцами “случайно” выигрывал редчайшие скины CS:GO на своём собственном сайте. Конечно, там была просто рулетка, но вряд ли при таком подходе ставки непосредственно на матчи могли бы быть честными.

Самая важная вещь для самих букмекерских контор - данные. У тех, кто занимается традиционным спортом, накоплены данные за многие десятки лет. У контор, занимающихся киберспортом, такой роскоши нет. Почему важны данные? Конторам важно выстроить систему ставок так, чтобы самим не остаться в тотальном проигрыше.

Проще говоря, если букмекер позволит без ограничений делать любые ставки на матч мега-профессионалов с безнадёжными раками (по меркам киберспорта), все клиенты поставят на профи, а букмекер просто прогорит в ходе выплат. Конторам этого не надо, а для сбалансированных предложений следует знать специфику команд, историю побед и поражений, сильные и слабые стороны.

При этом стоит понимать, что в киберспорте - как и в традиционном спорте - бывают форс-мажорные обстоятельства, способные превратить жизнь букмекера в ад на земле в плане пересчёта всех формул. Например, травма ноги Неймара изменила картину французского футбола, а на профессиональной сцене Overwatch недавно произошло нечто похожее.

Был высококлассный игрок Феликс “xQc” Ленгель, фаворит и любимец публики. Но стоило ему в ходе матча обронить буквально пару гомофобных реплик (в чём на самом деле нет ровным счётом ничего плохого), как его сначала удалили на скамью запасных, а затем - от греха подальше - и вовсе из команды. Теперь букмекерам приходится пересчитывать шансы на победу данного коллектива.

Идеал для любой букмекерской конторы - когда на каждую из команд ставят примерно поровну. В таком случае независимо от того, кто победил и кто проиграл, контора оставляет себе приличный процент. Таким образом, конторы невольно становятся “санитарами леса”: зачастую именно букмекеры помогают находить договорные матчи, увидев подозрительное скопление ставок вроде “100 к 1”.

Такая аномалия нередко означает, что команда или профессиональный игрок хочет бросить матч “под поезд”, поставив всё на своего оппонента. Специальная организация, Esports Integrity Coalition, принимает жалобы от букмекеров. Доходит до приостановки соревнований и отмены отдельных матчей, а в Южной Корее некоторые мошенники уже получили тюремные сроки за договорные схемы.

И здесь опять происходит разделение на белое и серое. Официальные конторы с готовностью сотрудничают с ESIC - подписаны договора или хотя бы меморандумы о взаимопонимании. При этом серые букмекеры наотрез отказываются идти на контакт по данному вопросу. Всё просто: они сами поддерживают механизм договорных матчей. И если какая-то мутная контора обещает вам гарантированный баснословный выигрыш, подумайте 10 раз - а не проигрыш ли это?

Иногда букмекерские конторы становятся спонсорами команд: например, Betway спонсирует шведскую Ninjas in Pyjamas. На сцене CS:GO встречаются подобные случае, но в League of Legends и Overwatch с этим всё строго. В правилах чётко прописано, что букмекер не может быть спонсором киберспортивного коллектива. На наш взгляд, это правильный подход. Представьте: контора одновременно и является спонсором команды, и принимает ставки на её победу/поражение. Тут поневоле возникнут всяческие нехорошие соблазны.

Ещё один плюс белых контор - при регистрации пользователя они обязательно устанавливают реальную личность клиента. Таким образом, если тренеры, члены команд, менеджеры и прочие люди, имеющие отношение к киберспортивной сцене делают подозрительные ставки, это почти всегда становится известным.

В общем, вы поняли: изучайте историю матчей любимых команд и ставьте по честному. В противном случае можно лишиться всех накоплений, оказавшись не по ту сторону в договорной схеме. Вряд ли же лично вы - один из тех редких инсайдеров, которые всегда оказываются в плюсе в подобных мутных делах?

Также по теме