0

Far Cry 5: колониальное мышление или глоток свежего воздуха?

Несколько слов о пятой части и канонах немецко-канадской франшизы.

Far Cry 5: колониальное мышление или глоток свежего воздуха?
Долгие месяцы, предшествовавшие релизу, длился спор касательно Far Cry 5: выбор сеттинга - это гениальный или чудовищно глупый ход? Всю свою жизнь франшиза исследовала экзотические локации или даже времена (ретро-будущее Blood Dragon и доисторическое прошлое Primal), и тут вдруг внезапно - более чем современные США со всеми их текущими проблемами.

Конфуз по этому поводу был весьма серьёзный. Начать хотя бы с банальной, но весьма распространённой мысли “Far Cry возвращается домой”. Какое, извините, “домой”? Основополагающие элементы игры, которые развиваются и по сей день, заложили немцы. Теперь франшизой занимается канадское подразделение французской компании.

Конечно, было бы преувеличением утверждать, что Соединённые Штаты Америки для канадца, проживающего на том же континенте - такая же экзотика, как Микронезия, Африка, затерянные в Тихом Океане острова или же Непал (ну хорошо - Кират). Однако это точно не дом, ведь дом - родная Канада. Так что в одном можно быть уверенным точно, несмотря на все споры: Монтана в прочтении Ubisoft Montreal - некая загадочная территория, а значит нарушения канонов жанра не произошло.

Far Cry всегда славился своим колониальным мышлением, атмосферой вседозволенности и экстремального “туризма”, если туризмом можно назвать кровавое сафари, где людей убивается даже больше, чем животных. И немцы, создававшие оригинальный Far Cry, и канадцы, перехватившие эстафетную палочку, знали, на кого работали. Есть “мы” и “они”, то есть западный мир под руководством США и все прочие. И “нам” всё можно.

Выбор героев этой парадигме под стать. В первом Far Cry - бывший морпех США. Во второй части - разношёрстная команда наёмников в западной стилистике а-ля Jagged Alliance (если кто ещё помнит эту блестящую тактику по ходам). В третьей - классический rich kid, американо туристо, облико не очень морале. “Ну а в четвёртой, в четвёртой-то исключение!” - возликуете вы, отыскав контраргумент, который, на первый взгляд, разрушает нестройное повествование автора.

Ну да, Аджай Гейл - непалец (простите, киратец) по национальности, однако это ничего не меняет. В бессознательном возрасте, то есть в несколько месяцев, августейшие предки вывезли из страны младенца, которому в ходе дворцовых интриг угрожала смертельная опасность. И куда вывезли? Правильно, в США. То есть чуть ли не до тридцатника Аджай рос на традиционных американских ценностях: ел бургеры, праздновал 4-е июля, прощал индейку и т.д. Ну какой же это непалец?

Поэтому ещё раз: Far Cry 5 не выбивается из канона. Монтана во власти культа - такое же дикое и непонятное место, как фиктивная Грузия Sniper Ghost Warrior 3, в которой сепаратисты со свастикой на флаге на полном серьёзе, без всякого сарказма представлены в виде непогрешимых добряков. В “самом горном штате США” всё тоже встало с ног на голову, и наш протагонист - заместитель шерифа - хоть и безмолвный, а наверняка про себя удивляется, до чего всё докатилось.

Ещё один аргумент в пользу аутентичности - дух насилия. Реальная (а вовсе не фиктивная) Монтана пропитана им насквозь. Здесь происходили самые ожесточённые битвы колонистов с местным населением, здесь же имели место быть наиболее бесчеловечные массакры мирных индейцев, включая женщин и детей. О первом, вроде позорного поражения генерала Армстронга Кастера в битве при Литтл Биг Хорн, американская история упоминает лишь вскользь, о втором вообще предпочитает скромно умалчивать.

Так что всё в порядке: Монтана действительно стоит на крови, и те критики, которые считают, что в Far Cry 5 разыгрывается совершенно нереалистичный сценарий, могут успокоиться. Особенно если учитывать все сверхсовременные тенденции, вроде разгоревшихся с новой силой дебатов по поводу контроля распространения оружия.

Если 50% либерально настроенного населения сегодняшней Монтаны (или Алабамы, или Техаса, или Теннеси, или ещё десятки таких “или” - то есть весь республиканский пояс) придёт к 50% консерваторов конфисковывать штурмовые винтовки, те будут защищать своё оружие… с оружием в руках, уж простите за тавтологию. Таким образом, получится локальная гражданская война, совсем как в Far Cry 5. И даже не понадобится никакой религиозной составляющей в лице пророка Джозефа Сида.

#BlackLivesMatter, ненависть ровно половины страны к Трампу, последние особо крупные массакры в Лас-Вегасе и университетах - всё это не прошло бесследно. В предыдущих опусах от немцев и канадцев Америка решала вопросы. Америка отправлялась в гости в далёкую экзотическую страну, делала там много пиу-пиу, оставляла жуткий кровавый след и восстанавливала справедливость и демократию. Теперь ради демократии Америке приходится сделать кровопускание самой себе. Невзирая на ваши политические взгляды и предпочтения, вы должны признать, что канадцам из Ubisoft Montreal за одну только смелость надо ставить памятник при жизни.

Чтобы не заканчивать на сомнительной ноте, которая многим может показаться пропагандой (хотя и является не более чем мнением автора), давайте о красивом и романтичном. Одно из главных достижений Far Cry 5 заключается в том, что он мастерски обыгрывает простую мысль, знакомую нам по Fallout, The Last of Us, Wasteland или даже The Walking Dead: Америка в любой момент вновь может стать неизведанным фронтиром, каким она и была всего 150 - 200 лет назад.

Конечно, с точки зрения комфорта обывателя такой “фронтир” - это сущий ад на земле, ибо вряд ли жестокий Джозеф Сид, ядерные мутанты или зомби, будь то грибные либо же классические, существенно поднимают уровень ВВП на душу населения. Зато каждый геймер признает, что Америка, в которой “что-то пошло не так” - чуть ли не оптимальный сеттинг для видеоигры.

Также по теме