1

Overwatch League: что на самом деле происходит с Blizzard

Overwatch League: что на самом деле происходит с Blizzard
Overwatch League - настоящий рай на земле, в котором игроки всех конфессий, цветов кожи и сексуальных ориентаций слились воедино в соревновательном экстазе, и играют в поистине уникальную игру, где каждый матч не похож на предыдущий. Такую идиллическую картину рисует компания Blizzard. Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться вместе.

Разработчики Overwatch подняли гордый радужный флаг, однако флагшток сделан из двойных стандартов. Проще всего это доказать на примере талантливого экс-профессионала (а ныне просто стримера) Overwatch - канадца XQC. Этот парень всегда славился нестабильным поведением, но в OWL, то есть в профессиональной лиге Blizzard, этому стали уделять повышенное внимание.

В результате “дружеские” препирательства с киберспортсменом-гомосексуалистом привели к завершению профессиональной карьеры канадца. Представитель сексуального меньшинства, поняв, что Blizzard выступили в крестовый поход против токсичности, решил на этом фоне избавиться от конкурента. И в ответ на очередной подкол обвинил канадца в “гомофобских оскорблениях”. На карьере XQC в OWL был поставлен крест.

При этом тренеру одной из профессиональных команд Overwatch, запостившему “смешной” мем про ядерную бомбардировку Японии, позволили исправить ошибки - он внёс скромное пожертвование в пользу Общества помощи жертвам Нагасаки. Вот вам и двойные стандарты: над единственной в мире нацией, пережившей атомную атаку, смеяться можно, а над гомосексуалистами - ни-ни.

Здесь стоит вспомнить о том, как мирно всё начиналось. В интервью всем СМИ, в том числе и Gmbox, высокопоставленные представители Blizzard говорили следующее: “Просто делаем очень качественную игру, как и вся наша продукция. В дальнейшем всё будет зависеть от реакции фанатов: если они посчитают, что из Overwatch получится неплохой киберспорт - что же, мы постараемся что-то сделать. А нет - так и нет”.

В результате же получилась профессиональная лига с форматами цензуры, ни в чём не уступающими аналогам времён фашистской Германии 30-х годов прошлого века. С той лишь разницей, что цензурируются диаметрально противоположные вещи. Представители сексуальных меньшинств, прятавшиеся тогда по подвалам, теперь триумфально пихают вам в глотку лесбийскую Трейсер, хотите вы того или нет.

Однако пиар-скандалы, двойные стандарты и ЛГБТ-пропаганда - это лишь верхушка айсберга. Мы же хотим обратить ваше внимание на то, как все эти невинные “мы будем слушать сообщество, всё только ради фанатов!” превратились в настоящую корпоративную махину по перелопачиванию денег. Вот главная цифра: 20 миллионов долларов. Именно столько стоит место для профессиональной команды в Overwatch League.

Для сравнения: аналогичный спот в лиге - уж простите за тавтологию - League of Legends обойдётся в 10 (!!!) с лишним раз дешевле. Мало того, как утверждают инсайдеры, Blizzard отказывается идти на переговоры и снижать цену, и даже шантажирует потенциальных клиентов: мол, в следующих сезонах увидите ценник вплоть до 60 млн долларов.

При этом условия договора - драконовские: подписание дополнительного соглашения о разделе прибыли возможно только после 2021-го года. Вы только задумайтесь об этом не с деловой, а с простой человеческой точки зрения. Команда вносит 20 (а то и 60) лямов баксов, приводит в OWL и спортсменов, и зрителей, а заикнуться о своей доле барыша имеет право лишь через 4 года! Да может быть к этому времени изобретут новый жанр мультиплеера, вроде “825 человек ковыряют ржавой вилкой консервную банку онлайн”, а Overwatch и вовсе смотреть перестанут.

Но вернёмся к сегодняшнему актуальному вопросу цены. От 20 миллионов долларов, причём как для киберспортивных организаций, так и для футбольных/баскетбольных клубов, желающих создать свой Overwatch-коллектив. Не дороговато ли? Может быть, поэтому некоторые именитые представители NBA и NFL, ранее заявившие о заинтересованности, ныне отказались от своих планов? Может быть, по этой причине в OWL всего 12 команд, причём 9 из них - американские, и лишь 3 - заграничные?

Перейдём от частного к общему, и зададим сакральный вопрос на стыке философии и финансов: уж не собирается ли Blizzard превратить Overwatch из дойной коровы - в мясную? Чтобы, так сказать, “выбить” из неё последнее, а там будь что будет. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, стоит взглянуть на общую картину, на состояние самой компании.

Да, почти все её игры хороши, но у каждой из них сегодня есть свои специфические проблемы. Starcraft 2? По настоящему популярен только в Южной Корее. Diablo 3? Нет ПвП, а по сему не котируется современными стримерами. Heroes of the Storm? Успела к шапочному разбору, ведь существует только две МОВА - Dota 2 и LoL. Hearthstone? Единственная игра нишевого сегмента, так как массовое поветрие ККИ давно прошло.

Но главная проблема, объединяющая все эти игры - крайне долгий цикл производства: 5-6 лет, а то и более. Времена изменились до неузнаваемости. Ранее игры Blizzard как раз и ценились за хороший баланс, полное отсутствие багов и честный, долгий бета-тестинг силами самой компании.

Теперь геймерам подавай сырую концепцию, которую они сами не прочь довести до ума. Fortnite и PUBG - самый свежий пример. Никаких синематиков, никакой предыстории, гора багов, все правки вносятся на лету, зачастую с новыми глитчами. Это простые, быстро сделанные игры, которые балансируются самим сообществом. Blizzard к такому элементарно не привык.

А теперь сделаем своеобразный zoom-out и посмотрим на ещё более крупную картину. Эксперты Forbes полагают, что на Blizzard может приходиться до 50% рыночной стоимости Activision Blizzard (и даже более), однако всё равно ясно, кто в этой связке играет доминирующую роль. И здесь надо отметить, что Activision и так хватает проблем с разработчиками, которые не так давно считались культовыми, а теперь явно забуксовали.

Конечно же мы имеем в виду Bungie и Destiny 2. Да, это вторая самая продаваемая игра 2017-го года, но на дворе 18-й, и онлайн катастрофически падает. Activision не хватает только, чтобы и Blizzard стали такими же производителями прошлогоднего снега. Так что всё вполне может закончиться полным поглощением или каким-то иным способом агрессивно навязать свои креативные решения бывшему “равноправному” партнёру.

А какие “креативные” решения у Activision - это давно известно: ежегодный конвейер CoD. Нет, мы вовсе не имеем в виду, что легендарный Blizzard, словно какой-нибудь безымянный Treyarch, закуют в кандалы и заставят клепать именно Call of Duty. Просто компании навяжут конвейерную ментальность, и роскоши в виде 5 - 6 - 10 лет на одну игру у неё не останется.

В целом, картина получается тревожная. Теперь вернёмся непосредственно к Overwatch и Blizzard. Не стоит забывать о том, что будущее (тогда ещё) новой игры от Blizzard решалось на фоне безумного хайпа по киберспорту как таковому. С тех пор много воды утекло.

PriceWaterhouseCoopers всё ещё прогнозирует, что глобальный рынок e-sports вырастет с 0,6 млрд в 2017 до 1,6 млрд долларов в 2022 году, но уже сейчас нормальному геймеру (а не костюмированному выпускнику МВА, который джойстика в жизни в руках не держал) ясно, что столь смелый прогноз, скорее всего, придётся делать куда более скромным.

Киберспорт вошёл в фазу относительной стагнации. Две самые популярные игры - Fortnite и PUBG - вообще не соответствуют традиционному соревновательному формату. Сами Epic Games не думают о Fortnite как о киберспорте. Китайский Tencent в тестовом режиме попытается сделать что-то в КНР и потратит на это 15 миллионов долларов, но для такого конгломерата это сущие копейки. Первый официальный чемпионат по PUBG закончился победой эксплойтера, использовавшего баги и отсутствие баланса в игре. Разочарованное сообщество не знало, кого винить - спортсмена или разработчиков.

У Blizzard, на наш взгляд, сейчас только один путь: сделать нечто революционное или довести какую-нибудь популярную концепцию до идеала. Проще говоря, компания должна выпустить Игру, по силе воздействия на сознание массового геймера сравнимую с Warcraft 2, WoW или оригинальным Diablo. Только так удастся избежать железной хватки Бобби Котика, а эта акула игрового бизнеса с 27-ми летним стажем, уж поверьте, не имеет ничего общего с милым котиком, кроме разве что улыбки.

Также по теме