0

Electronic Arts: помним, любим, скорбим

8 игр от EA, которые давно пора возродить из пепла.

Electronic Arts: помним, любим, скорбим

В конце прошлой недели компания Electronic Arts объявила о коммерческом провале боевика Syndicate, возрожденной и переосмысленной версии культовой стратегии из 90-х. При этом представители компании оговорились, что возрождение подзабытых игровых серий из нашего детства на этом не закончится. Редакция Gmbox.ru вспоминает разные игры из закромов ЕА, которые уже давно не существуют в том виде, какими мы их полюбили, но с которыми мы очень хотим встретиться снова.

Black & White

Годы жизни: 2001 — 2006

Ключевые слова: симулятор бога, огромные твари, всемогущество, Питер Молинье

Некролог: Пожалуй, самая амбициозная игра Питера Молинье: стратегия, в которой вместо курсора у игрока — божественная длань с пальцами, которая может швырять камни, зажигать города, проливать дождь на озимые и яровые, а также, внимание, гладить гигантскую антропоморфную тварь, которая растет, обучается заклинаниям и жрет селян. В зависимости от ваших действий меняется внешний вид вашей епархии: у добрых богов из всех щелей пышут радуги, у злых, соответственно, растут рога и шипы. В 2001 году в Black & White уровень физики и такой искусственный интеллект был сделан на таком уровне, какой не всякий разработчик способен взять сегодня.

Возможное возрождение: Black & White сильно опередила свое время, и даже сейчас она с легкостью может сойти за отличную игру, стоит только подтянуть до современного уровня технологии. Осталось только дождаться, пока Electronic Arts про нее вспомнят. К счастью, с ними это случается регулярно.

Как поиграть: Легально — практически никак. Разве что на amazon.com, где новенькая (с поправкой на десятилетний стаж обивания магазинных полок) коробка с первой частью игры стоит £39.99, без учета доставки и издевательств «Почты России».

Dungeon Keeper

Годы жизни: 1997 — 1999

Ключевые слова: зло — это весело, рога и копыта, стратегия, садо-мазо, цыплята, Питер Молинье

Некролог: Задолго до Overlord идею «Хорошо быть плохим» продвигал Питер Молинье — в своих стратегиях. В Dungeon Keeper мы играли роль злого властелина, у которого было две основных задачи: собирать золото и ни за что не отдавать его докучливым героям, которые то и дело заглядывали на огонек от тлеющих жаровен. Из примечательных особенностей: своенравные подчиненные-монстры, которым нужно было обеспечивать условия жизни (причем не только хлеб, но и зрелища), возможность вселиться и управлять абсолютно любой дружественно настроенной тварью (включая кормовых цыплят в загоне) и чудесный дизайн — с жирными рыгающими демонами и точеными садомазо-демонессами в латексе.

Возможное возрождение: Главная проблема сегодня заключается в том, что Dungeon Keeper издает ЕА, а Питер Молинье до недавнего времени работал на другого медиагиганта. Теперь, когда он в свободном плавании (впрочем, на вечеринки Microsoft он все равно ходит), а хороших стратегий выходит крайне мало, шансы на перерождение у Dungeon Keeper возрастают.

Как поиграть: $5.99 в ретромагазине gog.com, столько же попросят за вторую часть.

Theme Hospital

Годы жизни: 1997

Ключевые слова: больница, нетрадиционное лечение, недуги, Питер Молинье

Некролог: Среди чудесных экономических симуляторов от Питера Молинье и его друзей Theme Hospital стоит особняком. Только здесь фирменный черный юмор Bullfrog, которым буквально промаринована игра, воспринимается не как красивая виньетка, а как незаменимая часть художественного облика проекта. По сути это такая фантастическая версия «Доктора Хауса» или «Интернов»: вы управляете настоящей частной больницей, в которой происходят совершенно удивительные вещи — гидроцефалию здесь лечат при помощи здоровенной иголки и насоса, а некоторые пациенты страдают диковинным недугом — невидимостью. К тому же в больнице процветает настоящий сексизм: представительницам «слабого пола» доступны только второстепенные вакансии, вроде медсестры или уборщицы, а на место главврача набирают только мужчин. Но именно благодаря неиссякаемой фантазии, помноженной на правильно выбранную тему, Theme Hospital выглядит более соблазнительным кандидатом для перезапуска, в отличие от куда менее дерзкой Theme Park.

Возможное возрождение: Все соскучились по шутливым экономическим стратегиям. Это стало понятно во время недавней E3 2012, когда каждая презентация новой SimCity, заканчивалась громкими овациями. Возможная Theme Hospital 2, впрочем, может отпугнуть современную аудиторию своей камерной темой: все-таки мечтать о профессии доктора было модно много лет назад, но не сейчас.

Как поиграть: Адаптированную для современных операционных систем версию игры можно найти в цифровом магазине gog.com по цене $5.99. Для тех, кому важны физические носители, можем предложить английский Amazon (новый DVD-бокс с игрой обойдется в £4.40) или отечественные магазины вроде «Союза» или «Хит-Зоны», где еще можно найти античный «джевелок» с официальной локализованной версией игры.

Road Rash

Годы жизни: 1991-1999

Ключевые слова: байкеры, мотоциклы, дорога, бейсбольная бита, госпиталь

Некролог: Банда мотоциклистов носится по загородным шоссе всего мира (в программе — африканские саванны и немецкие Альпы), уворачивается от полиции, медленных гражданских колымаг и главного зла — выходящих на дорогу коров. Прийти к финишу нужно либо первым, либо единственным — просто раскидав соперников по сторонам или вломив ближайшему беспечному ездоку битой по шлему. Но тут, как говорится, возможны варианты: бейсбольная бита может оказаться в руках у соперника на «Ямахе», а финишную черту придется пересекать пешком. Или на больничной каталке. Или на заднем сидении полицейского автомобиля. Но отнять настоящую, внутреннюю, свободу у того, кто уже почувствовал ее вкус, было невозможно.

Возможное возрождение: Инсайдерские слухи о том, что EA собирается вот-вот реанимировать Road Rash, ходили еще со середины двухтысячных; в итоге все закончилось слитым на YouTube примером анимации для будущей игры . Судя по всему, проект закрыли, а жаль: конкурентов у игры сейчас просто бы не было.

Как поиграть: Без погружения в дебри эмуляторов Sega Genesis и MS-DOS, первые три (самые лучшие) части серии можно найти в сборнике EA Replay для PSP (его все еще можно найти в разных магазинах).

Ultima

Годы жизни: 1980 — 1999

Ключевые слова: параллельные миры, путешествия во времени, отцы-основатели, мой папа — космонавт

Некролог: Ultima — одна из самых древних ролевых серий, имя которой неразрывно связано с именем ее создателя Ричарда Гэрриота. На протяжении почти двух десятков лет он создавал фэнтезийный мир Британнии, выписывал его мифологию и сквозной сюжет, разворачивающийся на протяжении девяти номерных частей, не считая дополнений и побочных проектов. Основная серии идея наивна, но срабатывает каждый раз: главный герой Ultima — собственно, сам игрок, перенесенный в параллельный мир, где он выступает Аватаром — воплощением всех добротелей — и сражается со злом. Поскольку время в Британнии течет иначе, чем на Земле, между эпизодами может пройти пара сотен лет, из-за чего в новых частях игрок то и дело сталкивается с последствиями своих прошлых подвигов, уже ставших легендами. Перечислять все инновации, придуманные Гэрриотом можно долго и с упоением: так, еще в пятой части (1988 год!) был огромный мир с десятками городов, населенных жителями, соблюдающими распорядок дня, и поднимались вопросы религиозного фундаментализма и мессианства.

Возможное возрождение: Надежд мало: в попытках «осовременить» брэнд Electronic Arts превратила последние два выпуска в неиграбельные безделушки, перечеркнула всю тщательно выстроенную историю и вдрызг разругалась с Гэрриотом. А после занималась исключительно многопользовательским ответвлением Ultima Online, надолго пережившим прародительницу. Ричард, в общем, и не прочь вернуться к своей главной игре, о чем заявляет публично, но EA предпочитает вместо этого выпускать на основе Ultima непримечательные браузерные стратегии.

Как поиграть: Оптимизированные под Windows 7 эпизоды с первого по восьмой продаются все на том же gog.com; там же можно бесплатно скачать пару побочных проектов про приключения Аватара в доисторическом мире и на викторианском (!) Марсе.

Серия Strike

Годы жизни: 1992 — 1997

Ключевые слова: вертолеты, клюква, армагеддон и мракобесие

Некролог: Каждая из именных игр серии Strike — рассказ о вертолете, в одиночку решающем геополитические проблемы силовыми методами. Летая по изометрической карте, нужно карать и жечь террористическую шушеру со всех уголков мира, расправляться с целыми танковыми батальонами и насаждать демократию в безымянных арабских странах. Если вы еще не начали ностальгически улыбаться, то необходимо пояснить — для того времени подобная история была натуральным откровением: до Jungle Strike про вертолеты можно было найти разве что воксельные симуляторы с видом из глаз и 123-кнопочным управлением, а тут — относительная простота, разнообразие миссий, в меру идиотский сюжет и возможность поездить на разной технике (начиная с Jungle Strike).

После перехода на PlayStation разработчики увлеклись конспирологией (разлитые радиоактивные отходы на территории Харькова, ракета в куполе Успенского собора и пр.), после чего серия приказала долго жить, уступив место Apache с одной стороны и Call of Duty с Battlefield — с другой. Несмотря на печальную кончину, Strike сделала для военных игр столько же, сколько уже упомянутый Call of Duty — впервые позволила спасти заложников, посмотреть на капитолийский холм чуть сверху и сбоку, взорвать Кремль и Вьетнам к чертовой матери.

Возможное возрождение: Легко можно представить римейк в рамках Xbox Live или PSN, где игры с такой механикой пользуются заслуженной популярностью (см. Renegade Ops). А что: добавить десяток вертолетов, кооперативный режим, может, немного персонализировать пилотов и прописать полушутливый сценарий с генералом Колядой из Клина в качестве главного злодея. Уверены, такая история где-то в головах у сотрудников ЕА и теперь самое главное, чтобы она по мановению волшебной палочки не превратилась в игру для социальных сетей и аудиоплееров.

Как поиграть: Desert Strike и Jungle Strike можно найти в том же сборнике EA Replay, для остальных игр придется искать ретро-консоли с соответствующими картриджами и дисками.

Wing Commander

Годы жизни: 1990 — 2007

Ключевые слова: космос, Марк Хэммил, килрати

Некролог: Космические симуляторы в глазах издателей давно мертвы и едва шевелятся. Текущее состояние жанра легко определить по тому, где находится серия Wing Commander — важнейшая франшиза в истории жанра. Пять частей серии, вышедшие в 90-е, были настоящей космической оперой, созданной практически с нуля. На тот момент игроков поражала не только детальная проработка кокпита звездолета или до мелочей продуманные космические сражения. Начиная с третьей части сюжет Wing Commander излагался через полноэкранные видеозаставки, где на первых ролях пребывал сам Марк Хэммил (он же Люк Скайуокер — для тех, кто совсем не).

В конечном итоге команда разработчиков развалилась, создатель серии Крис Робертс сделал еще несколько симуляторов, поработал в Голливуде продюсером, а нынче занимается неизвестно чем. Последней игрой по франшизе стала Wing Commander Arena — незамысловатая аркада для XBLA, имеющая минимум общего с первоисточником.

Возможное возрождение: Неофициальное возрождение франшизы уже состоялось, причем дважды. С 2004 по 2009 год фанаты поэпизодно ваяли симулятор Wing Commander Standoff, действие которого происходило между второй и третью частями. В этом году вышла Wing Commander Saga: The Darkest Dawn — вольное продолжение третьей части WC, сделанное на движке FreeSpace 2.Что до официального возвращения Wing Commander, о нем в EA даже если думают, то никому не рассказывают.

Как поиграть: Все игры серии можно приобрести на gog.com: даже самые ранние части оптимизированы под Windows 7. Стоят в среднем по $5.99 за штуку.

Dune

Годы жизни: 1992 — 2001

Ключевые слова: спайс, пустыня, харконенны, Квисатц Хадерах, гигантские черви

Некролог: Первая игра по мотивам романа Фрэнка Герберта представляла собой странную смесь из квеста и экономической стратегии и чем-то даже напоминала известную экранизацию Дэвида Линча. Вторая часть оказалась одной из первых в истории стратегий в реальном времени, благодаря которой мир узнал о студии Westwood — через два года те выпустили Command & Conquer. Спустя пять лет вышел ремейк — Dune 2000 — где изменилась разве что графика. В Emperor: Battle for Dune (2001) сражение трех домов за власть на планете Арракис перенеслось в три измерения (что для начала нулевых было необычайно свежо), а сам процесс выгодным образом напоминал Red Alert 2, вышедший примерно в те же годы — в итоге игра имела успех у поклонников C&C. В том же году авторы первой игры по «Дюне», Cryo Interactive, выпустили приключение Frank Herbert's Dune, над убогостью которого были в состоянии сжалиться лишь почитатели Герберта — игра могла подкупить их, например, первой и последней в истории игр сценой бегства от огромного песчаного червя.

Возможное возрождение: Все та же Cryo в начале нулевых пыталась раскрутить «Дюну» через проект Dune Generations — онлайн-стратегию в реальном времени, где каждый игрок управлял бы собственной династией, конечной целью которой был захват власти на Арракисе. Проект загнулся на стадии альфа-теста в 2002 году. В каком виде «Дюна» могла бы возродиться сейчас, сказать сложно, но ожидать можно чего угодно: с одной стороны, стратегии нынче выходят не в таких количествах, как 10 лет назад, с другой — находящейся под крылом у EA BioWare можно было бы поручить перезапуск «Дюны» в жанре action/RPG.

Как поиграть: В цифровом виде ни одну из упомянутых «Дюн» законно скачать нельзя: надежда лишь на интернет-магазины, где диск с Emperor можно найти за сто долларов с небольшим.

Материал подготовили: Игорь Асанов, Андрей Загудаев, Александр Трифонов, Георгий Курган, Станислав Ломакин, Илья Овчаренко

Также по теме