0

Игры против игрушек: Nintendo VS Mattel

Игры против игрушек: Nintendo VS Mattel
Ещё не так давно игрушки - назовём их “физическими” игрушками - правили умами всех детей мира и, соответственно, кошельками их родителей. Но лет за 10 (если не меньше) всё изменилось до неузнаваемости. Toys’R’Us, крупнейшая в мире сеть магазинов игрушек, проходит процедуру банкротства, так как детишки помладше предпочитают планшеты, а тем, что постарше, уже подавай консоли - PS4, Xbox One или хоть тот же Switch, крайне популярный на западе и в Азии.

Получается, что если исключить грудничков, “физические” игрушки теперь, грубо говоря, не у дел. Мы в Gmbox решили посмотреть, как это отразилось на бизнесе конкретных компаний, и подобрали весьма контрастную историю: Nintendo - Mattel. Выбор обусловлен ещё и тем, что в 80-х годах две столь разные компании даже сотрудничали некоторое время.

Mattel, вторая крупнейшая игрушечная компания США, пыталась завоевать долю консольного рынка, для чего выпускала “железо” Nintendo по лицензии. Эксперимент оказался неудачным, и бывшие партнёры разбежались по своим нишам. Что произошло с тех пор? Начнём, пожалуй, с Nintendo.

В истории японской компании, берущей своё начало ещё в 19-м веке, было немало взлётов и падений. В определённый момент (уже в 20-м столетии) Nintendo попыталась развиваться в совершенно неожиданных секторах: под известным нам всем брендом была запущена сеть такси и даже отелей с почасовой оплатой! Однако весь этот извоз наряду с интимом закончился полным фиаско.

Не будем мучать вас дальнейшими уроками истории - скажем лишь, что оглушительный провал Wii U, особенно на фоне успеха оригинальной Wii, стал для Nintendo не меньшим ударом, чем ликвидация таксопарка и “мотелей любви”. Однако сразу же после падения последовал взлёт в виде Switch. Благодаря этой гибридной консоли, рыночная капитализация японской компании подскочила до 58 млрд долларов.

А теперь вернёмся к Mattel, владеющей такими игрушечными брендами на все времена, как Barbie, Hot Wheels, Winx Club (#ФЕЕЧКИВИНКС!), и многими другими. Казалось бы, такая компания должна буквально купаться в деньгах, но нет. Рыночная капитализация производителей легендарной куклы, определяющей образ жизни девочек на протяжении десятков лет, составляет всего 4,9 млрд долларов - в 10 с лишним раз меньше, чем у Nintendo.

Switch - всё ещё главный хайп на консольном рынке (исторический рекорд по темпам продаж в США), и это благотворно сказывается на бизнесе японцев. Выручка за финансовый 2017-й составила 9,6 млрд долларов - это на 100% больше, чем в прошлом году. В плане же чистой прибыли результат просто сумасшедший: 1,6 млрд долларов, скачок на 500% по сравнению с предыдущим отчётным периодом.

Nintendo умеет группировать софт с железом: продано 15 миллионов Switch и свыше 10 миллионов копий Super Mario Odyssey. Ни Sony, ни Microsoft не могут похвастаться таким фантастическим аттач рэйтом, то есть соотношением поставок своих консолей и своих же эксклюзивных игр. Но, как говорится, не Switch’ем единым.

Всеобщая ностальгия по 80-м привела к тому, что SNES Classic Edition разошлась в 5,3 млн копий. И совсем уже невероятный факт: по всем параметрам безнадёжно устаревшая Nintendo 3DS не просто борется со смертью, а смеётся ей в лицо. Продажи портативной консоли составили 6,4 млн штук.

Возможно, по той причине, что на ней вышла Pokemon Ultra Sun and Ultra Moon (годовые продажи - 7,5 млн копий). Не будем забывать о том, что сверхприбыльный бренд “Покемон” - также собственность Nintendo.

Ну а теперь, после всего этого великолепия, возвращаемся к Mattel, которая переживает явно не лучшие времена. Напомним о том, что у Nintendo выручка за финансовый 2017-й выросла на 100%. Так вот, у Mattel она сократилась на 11% за аналогичный период, и составила 4,88 млрд долларов. Это соответствует рыночной капитализации, что наводит на мрачные мысли: ещё несколько лет таких (или более серьёзных) проблем, и компании светит процедура банкротства по 11-й статье.

Продолжим нелицеприятное сравнение: если Nintendo показала чистую прибыль в размере 1,6 млрд долларов, то операционный убыток Mattel составил 0,34 млрд долларов. Да, да - Барби целый год горбатилась в минус, и даже белоснежная голливудская улыбка Кена не помогла.

Потеряв свыше 340 млн долларов, в Mattel всерьёз задумались о повышении “финансовой гибкости”... и не придумали ничего лучшего, кроме как приостановить выплату дивидендов, начиная с 1-го квартала 2018-го года. Мягко говоря, не очень популярное решение с точки зрения акционеров.

В общем, вы всё поняли. На одной чаше весов - Nintendo, рыночная оценка которой стремится к 60 млрд долларов. На другой - Mattel, еле-еле балансирующая где-то в районе 5-ти млрд. Выбор (а заодно и победитель), на наш взгляд, более чем очевиден.

Также по теме