0

Правило Minecraft и Fortnite: почему школьник всегда прав

Правило Minecraft и Fortnite: почему школьник всегда прав
Всё, приехали, конечная остановка: феноменом Fortnite заинтересовался сам Джим Крамер. Конечно, вам, геймерам, это имя вряд ли что-нибудь скажет. Но каждый, кто хоть немного разбирается в запутанном мире финансов и экономики, отлично знает этого экстравагантного ведущего телеканала CNBC, зеркальную копию В.И. Ленина (почему зеркальную? да потому, что Владимир Ильич мечтал собственными руками придушить последнего капиталиста на Земле, а мистер Крамер - сам тот ещё капиталист, даже в Goldman Sachs работал).

Но ближе к теме. Анти-Ильич, как заправский Дудь, пригласил к себе на интервью самого Штрауса Зельника, босса Take-Two Interactive, которого все мы по гроб жизни должны благодарить за культовую франшизу GTA. Крамер известен своими каверзными вопросами, и пригласил он господина Зельника ради одного.

Сравнительно недавно Take-Two опубликовала квартальный финансовый отчёт - вовсе не ужасный, но всё же не соответствующий прогнозу экспертов. В худшую сторону, разумеется. Take-Two распространяет свои игры по классической коммерческой модели (вы где-нибудь видели бесплатную GTA? а кроме торрентов!?), и въедчивому телеведущему захотелось узнать - а не связано ли это с феноменальным успехом абсолютно бесплатной Fortnite?

На мой взгляд, Штраус Зельник в своём ответе избрал более чем грамотные аргументы. Он акцентировал внимание на том, что Fortnite не столько отвлекает хардкорных геймеров, сколько привлекает абсолютных казуалов, которые раньше даже и не думали о видеоиграх как таковых.

Fortnite - больше не игра: теперь это настоящий социальный феномен. Люди хотят продолжить общение с друзьями, выясняют, что те залипли в “Фортнайт”, сами ставят проверить - что это за зверь? (благо бесплатно и идёт на всём, особенно с низкими настройками графики), после чего нередко пропадают в игре. Всё, механизм сработал, ловушка захлопнулась.

Как небезосновательно считает генеральный директор и председатель Take-Two, рано или поздно эти новообращённые прозелиты повзрослеют, и захотят попробовать какой-нибудь более зрелый продукт. Да вот хоть тот же Red Dead Redemption 2, в котором обещают “весьма сильный и оригинальный онлайн-компонент”. И ещё бы его не обещали, если даже старушка GTA Online каждый день зарабатывает по несколько миллионов долларов!

Мысль Штрауса Зельника проста: да, сейчас бесплатная Fortnite отъедает у всех некую долю рынка, но нужно потерпеть. Через некоторое время миллионы людей, которые без творения Epic и не подумали бы использовать компьютер для чего-либо, кроме YouTube и Facebook, обратят внимание и на платные игры. Это будет беспрецедентный плюс для всей индустрии в целом.

Здесь самое время отметить, что, казалось бы, новейший феномен Fortnite повторяется далеко не в первый раз. История циклична, змей Ёрмунганд кусает свой собственный хвост. Ещё в 70-х примитивнейшая Space Invaders вызвала общественные дебаты - мол, как же так, неужели наших детишек учат убивать!?

Гнетущие чёрно-белые тона, резкие звуковые эффекты, постоянная пальба, подступающие орды инсектоидов - при известном полёте фантазии такой экспириенс действительно мог ожесточить неокрепшее детское сознание. Однако затем явился Марио и единолично решил все проблемы: не только создал понятие family friendly гейминга, но и собственноручно вытащил рынок домашних видеоигр из глубочайшей депрессии, что казалось нереальным после ужасающего краха Atari.

Кругом всё радостное, яркое и прекрасное, музыка - под стать картинке. Толстенный сантехник в кованых ботах прыгнул на антропоморфный гриб? Ну что же, это не убийство, а скорее некая уморительная юмореска в стиле “Том и Джерри”. В общем, родители впервые в истории не боялись покупать своим отпрыскам видеоигру.

Фаст-форвард на вторую половину 2000-х, и что же мы видим? Да ровно тот же самый феномен, только уже в лице Minecraft. Никакой крови и увлекательное строительство из кубиков, то есть речь идёт ещё и об отличном заменителе дорогостоящего Lego! Не надо покупать бесконечные конструкторы и материться, натыкаясь на детали голой ступнёй: достаточно единожды взять китайский планшет за 2500 руб., чтобы надолго нейтрализовать капризничающее дитя.

Недавнее безумие Pokemon Go, которое до сих пор полностью не утихло? Повторение - мать учения. Яркие цвета, весёлая музыка, полное отсутствие графического насилия, да и ещё один немаловажный фактор: у домашнего задр… - простите, затворника - наконец-то появится повод выйти на улицу, подышать свежим воздухом, что не могло не радовать миллионы родителей по всему миру.

И, наконец, ажиотажные продажи Nintendo Switch на западе. Те, кто играл на NES в детстве/юношестве, окончательно выросли: им уже по 30 - 40 лет, а кому и ближе к 50-ти. И вот внезапно, на фоне засилья “серьёзных” консолей от Sony и Microsoft, им предлагают вновь вернуться в яркую сказку детства, только в её современный вариант, вроде Super Mario Odyssey или Zelda: Breath of The Wild. Только лишь самый чёрствый сухарь откажется от такого предложения.

Mario, Minecraft, Pokemon Go, Fortnite - что объединяет все эти феномены? Полное отсутствие шокирующего насилия и яркая, мультипликационная графика. С точки зрения широкой общественности это самые главные плюсы. Не только детям, но и людям любых возрастных категорий, весьма далёким от игр, такая “дружелюбная” картинка (и концепция) помогает освоить незнакомый ранее вид развлечений.

С точки зрения пиара это тоже идеальный вариант. Любые телеканалы - даже центральные - без лишних вопросов покажут яркую картинку без крови. Звёздам проще рекламировать такие продукты, или, по крайней мере, не скрывать свои новые хобби. Например, Александр Овечкин играет в Fortnite и об этом знают все. А вот если б знаменитый хоккеист увлекался крипотой в стиле Resident Evil VII, это пришлось бы замалчивать.

На самом деле, даже Call of Duty можно отнести к линейке family friendly продуктов, ну разве что не для младенцев. Посудите сами: франшиза стартовала в те времена, когда Quake и Unreal Tournament всё ещё были крайне актуальны. И пока два конкурента пытались заманить геймеров сочными шматками мяса, CoD смотрела в будущее, преисполненное политкорректности: абсолютный минимум крови и табу на расчленёнку, даже в случае прямого попадания из гранатомёта.

В результате Quake Champions стремительно загибается, новый Unreal Tournament превратился в долгострой века (и вряд ли когда-нибудь будет достроен, ибо Epic проще доить Fortnite), а Call of Duty живёт и здравствует. Отсюда мораль: школьник всегда прав. Эта аксиома действует с 80-х годов, и откажет она лишь при угасании постъядерной цивилизации, когда люди начнут есть друг друга, позабыв про основы политкорректности.

Также по теме