0

RIP, TotalBiscuit: Стивена Хокинга инди-игр не стало

RIP, TotalBiscuit: Стивена Хокинга инди-игр не стало
Странная всё-таки штука - жизнь. Меньше месяца назад наш сайт писал о том, что TotalBiscuit прекращает деятельность в области критики видеоигр. После нескольких лет упорной борьбы врачи констатировали прискорбный факт: рак неоперабелен, времени осталось очень мало. Как и, соответственно, сил. Именно по этой причине Джон Питер Бейн решил сконцентрироваться на своём кооп-подкасте: на остальное его уже не хватало.

Вернёмся к понятию “мало времени”. Звучит оно, прямо скажем, страшно. Мало времени. Сколько это? Месяца два-три? А может, и все шесть, ведь играл же TotalBiscuit в шахматы со Смертью на протяжении 4-х лет? Но, как выяснилось, не шесть и даже не два. Меньше месяца. Спи спокойно, Джон Питер Бейн, и пусть твой пример будет назиданием для всей той мелочи, что осталась в живых.

Интернет отреагировал на смерть великого человека, как и полагается интернету. То есть как помойка. Разумеется, есть и скорбь, и искренние соболезнования супруге, но на остывшее тело также слетелась масса стервятников. Дело в том, что в ходе знаменитого скандала Gamergate "Циничный британец" (TotalBiscuit, The Cynical Brit) не смог остаться в стороне.

Не буду вдаваться в излишние подробности - скажу лишь только, что TotalBiscuit старался освещать конфликт относительно беспристрастно, однако в конечном итоге склонился на сторону правых. Сейчас имеются в виду не какие-то там политические движения, а именно те люди, которые были, как я считаю, действительно правы в той баталии здравого смысла с озверевшей политкорректностью.

Теперь все эти левые “крестоносцы”, для которых уменьшение груди Лары Крофт - цель куда более священная, чем сам Иерусалим, пиршествуют на останках гения. Словно тузов из рукава достают они твиты Джона Бейна пятилетней давности, чтобы доказать: поделом этому ультраправому наци, туда ему и дорога, прямиком к Адольфу, Саддаму и прочим извергам.

А ведь в такой момент, как сейчас, лучше оставить всю надоевшую до жути политоту в стороне, и вспомнить о реальных достижениях ТоталБизкита - о том, что он действительно сделал для игропрома. Как пел один небезызвестный в 2000-х исполнитель, “Кто ты, кто ты? Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?”

Джон Бейн круче всякого хип-хопа - это был настоящий Стивен Хокинг инди-сцены. До него широкая общественность воспринимала инди-игры как некое сплошное болото, как чёрную дыру в Steam, в которой имеют хоть какой-то шанс разобраться лишь отдельные герои, и лезть в которую самому ни в коем случае не следует. TotalBiscuit вопреки всему как раз и стал таким астрономическим паладином инди: и полез, и разобрался, и популяризовал чёрные дыры.

800 с лишним тысяч с лишним подписчиков - Джон Бейн был куратором №1 в Steam, к его мнению на площадке Valve действительно прислушивались. Причём это - далеко не главное. Позитивный сдвиг в сознании массового геймера - вот чего добился циничный британец. Фактически, сдвинула с места горы.

500 тысяч, миллион, даже 2 миллиона копий одной игры - таких продаж инди-сцена до ТоталБизкита просто не видела. Важнейшим катализатором стал вдумчивый ютуб-формат Джона Бейна, “WTF is …!?”, что можно литературно перевести как “А это что за х%$#*!?”

В этом формате Бейн на протяжении как минимум 25 (а то и 40) минут делился своими впечатлениями о какой-либо игре. Причём количество букв А, в отличие от абсолютного большинства ревьюеров тех времён (после 2010 года) вообще не было фактором: если игра была достойна похвалы - её возносили до небес, если критики - разнослили в пух и прах, будь то хоть высокобюджетная ААА-новинка, хоть инди-проект одного безумного творца, выкопанный ТоталБизкитом в самых глубоких казематах Steam.

Аудитория Джона Бейна на YouTube насчитывает свыше 2-х млн человек, и если блогер (назовём его так, ибо определение “игровой журналист” он очень не любил) откапывал какой-нибудь изумруд в инди-отвалах, это, разумеется, находило отклик среди его фанатов. Вслед за ТоталБизкитом ряд других видных персоналий понял, что можно поднять просмотров, если не стримить всем одинаковое ААА, а попытаться найти нечто оригинальное. В конечном итоге получился катализатор для всех независимых игроделов.

Banner Saga или Darkest Dungeon портируют на мэйнстримовую и хайповую приставку Nintendo Switch (не говоря уже о таких привычных платформах, как PlayStation и Xbox), и сегодня мы это уже воспринимаем не задумываясь, как нечто само собой разумеющееся. А ведь речь идёт о целом новом тренде, у истоков которого стоял TotalBiscuit. Разумеется, не в одиночку: те же Sony и Microsoft достаточно давно сформировали целые команды по поиску инди-талантов. Но если говорить именно об отдельных персоналиях, об отцах-основателях - это Джон Бейн.

Ну а если вам наплевать с высокой колокольни на инди, знайте: TotalBiscuit также боролся за права всех геймеров, боролся отчаянно, словно Кофи Аннан (только белый, и не в ООН, и в сотни раз круче). Именно ТоталБизкит стал одним из первых, кто потребовал чёткого разделения контента на спонсорский и НЕ спонсорский, и стал сам соблюдать это правило.

Просто оцените степень героизма: Джон Бейн уже тогда был знаменитостью, и мог бы как абсолютное большинство звёзд своей профессии пойти по проторенной дорожке откатов, заносов и конвертов. Мол, случайно наткнулся на игру и восторгаюсь, потому что она такая классная. Но вместо этого TotalBiscuit задумался о зрителях! Уж если тот или иной показ проплачен, надо непременно предупредить об этом в начале, да ещё и показывать в ходе эфира соответствующий письменный дисклеймер.

Что здесь скажешь? Был вот такой достойный человек, а теперь его не стало. В голову лезет только всякая банальщина, вроде “все там будем”, но это лишь защитный психологический механизм. Обидно. 20+ дней назад, когда Джон Бейн отказался от формата WTF is …!? из-за недомогания и нехватки сил, я говорил, что “очень не хочется упражняться в некрологах”. И вот он, некролог. RIP, TotalBiscuit, и да пребудет твой утончённый британский цинизм вместе с истинными интеллектуалами, словно путеводная звезда.

Также по теме