1

Обзор Agony: четвёртый смертный грех

Обзор Agony: четвёртый смертный грех
Зловонные серные глубины ада, кишащие грешниками. Каково там будет тем, кто при жизни не был хорошим мальчиком/девочкой? Ответить на данный философский вопрос поможет Agony. Но беда в том, что это не исчерпывающий путеводитель по преисподней. Представьте себе отдел с обоями в Леруа Мерлен, только вместо пёстрых жизнеутверждающих цветов - шестьсот шестьдесят шесть оттенков красного (и бурого). Agony - как раз этот отдел с обоями: во многом лишь демонстрация текстур, не более того.

Прямиком в ад, в общем-то например

Предыстория - под стать всей игре. Некая грешная душа попадает в ад, и конечно сразу же забывает, кем при жизни была и за какие такие прегрешения была отправлена к чёрту на куличики. В больном мозгу возникает одна-единственная мысль: отыскать Красную Богиню. Вот, собственно, и весь сюжет.

Уже первые минуты в аду оставляют, прямо скажем, двойственные впечатления. На каждую величественную панораму с гротескными фигурами и вывернутыми человеческими конечностями найдётся своя убогая комнатка или коридорчик, который любой стажёр мог бы нарисовать в Unreal Engine 3 (вот именно “три”, а не “четыре”) за 10 минут.

Левел-дизайн оставляет желать избавления от адских мук. Полное прохождение игры занимает часов 10, от силы - 12, и даже эти сроки разработчики растягивали на дыбе, то есть сугубо искусственно. Вас обожают помещать в совершенно одинаковые лабиринты: собери 6 черепов в разных углах, дверь и откроется. Разумеется, карты при этом не имеется. Пожалуй, в самом аду с его устаревшими вертелами да сковородками нет таких пыток - надо будет им посоветовать.

Сидеть в шкафу и… НЕ бояться!?

Теперь - самый главный минус, жирный, словно опарыши в гниющей плоти терзаемого грешника: игра ведь позиционируется как хоррор, верно? А при этом не страшно. То есть вот вообще. Да, бывают некие галлюцинации или неприятные звуки, встречаются джампскэры (прыгательные испуги - чёрт, да как это вообще сказать по-русски!?) с демонами, вечно “живые” жертвы корчатся на кольях, но страха как такового они не вызывают.

И учтите - это говорит человек, который если и играет в хорроры, то со включенным светом и посторонней лайтовой музыкой. Например, к Resident Evil VII я вообще даже притрагиваться не стал - чтобы не портить себе сон и аппетит. То есть вы уже понимаете: стандарты хоррора в Agony недопустимо низкие. Нет, конечно это зрелище напугает 11-ти летнюю девочку, но вряд ли хоть один родитель в своём уме будет покупать дитятке игру, в которой инкубы жёстко совокупляются с суккубами.

Раз нет животного ужаса, что же остаётся? Непойми что, ибо все геймплейные механики - как раз из хоррора, только без страха всё это превращается в скуку. Чекпоинты разбросаны редко, демоны убивают с первого раза: приходится запоминать их маршруты и молиться всем богам, чтобы кривая стэлс-система игры сработала правильно.

А в остальном - Alien Isolation и Outlast чистой воды. Есть даже местные аналоги железных шкафов - специальные подсвеченные трещины в стенах. Спрятались, задержали дыхание - авось исчадия ада и не заметят. Проблема в том, что психопаты-людоеды из “Обожди” вызывают страх, Его Величество Ксеноморф - и подавно, а вот демонам Agony это не удаётся.

Возможно, дело в дизайне данных “персонажей”, особенно - женского рода? Разработчики явно разрывались между ужасом и фэн-сервисом, и выбрали-таки последний. В результате - хорошо развитые бёдра и ягодицы, и грудь размера 4-го. А вертикальная зубастая пасть, постепенно переходящая в рога? Ничего страшного, её можно закрыть пакетом. В общем, 3D-моделька скорее для особых ценителей творчества Illusion Games, чем для настоящего хоррора.

Четвёртый смертный грех

В результате вы просто сидите в шкафу - простите, в трещине или в нише - и ждёте, пока “враг” уйдёт куда-нибудь подальше, словно вы решили пройти Deus Ex без единого убийства и отключки оппонентов. Страха никакого нет, адреналина - по минимуму, весь же саспенс заключается в опасении “а не отбросит ли меня к чекпоинту, который был уже 30 минут назад?”. Обнаружили? Отбросило? Поздравляю: весь скучный лабиринт - заново. Вы ведь запомнили его раскладку?

И так - почти во всём. При этом разработчики активно пиарили свою революционную систему одержимости: после смерти (если успеть) можно завладеть телом любого другого грешника, ведь важна душа, а не плоть. Есть возможность даже контролировать низших демонов - только появляется она далеко не сразу. А пока не появилась - добро пожаловать в скучные прятки по шкафам а-ля Outlast.

Пожалуй, упомяну ещё одну хоррорную механику, без подлинного страха теряющую всякий смысл. Катастрофически медленное передвижение персонажа, которое - за неимением лучшего термина - дичайше бесит в общем-то например! Ваш грешник способен и “бежать” со скоростью умеренного шага из Dishonored, но стамины хватает секунды на две с половиной, не более.

Full disclosure (*полное раскрытие информации)

В силу музыкальных пристрастий и ряда идеологических особенностей, я очень ждал эту игру, искренне желая полюбить её всем сердцем. Правда. Ну какому слушателю Antaeus, Mayhem или даже “попсового” Behemoth не хотелось бы прогуляться по традиционному католическому аду!? Однако даже с учётом предвзятого (в положительном смысле!) отношения к инфернальной тематике - не получилось. Не повезло, не фортануло.

Страшно себе представить, какое мнение об игре составят нормальные личности, чьё холодное рациональное сердце не начинает биться чуть чаще при любом упоминании горячей адской темы. С другой стороны, совсем уж упёртые поклонники Outlast, которым всё равно, от кого/чего прятаться в шкафу (хоть от условного куба в текстовом приключении), встретят здесь все знакомые и уютные геймплейные механики.

Но если вы жаждете экскурсии в традиционный ад католиков - достаньте лучше с пыльной антресоли PS3 (или же Xbox 360), и запустите на ней Dante’s Inferno. Эй, Electronic Arts, какого чёрта!? Где наш HD-ремастер, это же так очевидно!

+ Величественные, но при этом извращённые локации, стоны грешников, “праздник” плоти: со времён Dante’s Inferno никто так не передавал традиционную атмосферу преисподней
+ Цитаты из Священного Писания, дневники культистов, мрачные метафоры а-ля Dark Souls: мистицизм на должном уровне
+ Механика одержимости душ вносит хоть какое-то разнообразие

- На каждую величественную локацию найдётся с десяток пустых комнат, коридоров и одинаковых лабиринтов
- Отвращение, брезгливость, иногда - восторг и удивление. Но чувства страха в игре, которая позиционируется как хоррор, почти нет!
- Механика “обожди пока монстр пройдёт” без страха вызывает лишь скуку вместо саспенса

Оценка: 4,66 из 10

Также по теме